Ю.Н.Хараре «Sapiens» — еще одна рецензия

Про «Sapiens: краткая история человечества» Юваля Ноя Харари написано немало рецензий, тем не менее, вставлю и свои пять копеек. Для начала о том, что я считаю главным в этой книге и ради чего ее, на мой взгляд, стоит читать.

«Человек — венец творения» — этот постулат является одним из центральных для философских, религиозных и отчасти научных течений Запада последние несколько столетий. Христианство провозглашает, что человек «создан по образу и подобию божьему». Антропоцентризм говорит о том, что все вращается вокруг нас. Науки не так однозначна в оценках, но говорят о том, что мы единственный вид, который обладает сознанием и это уже позволяет говорить о некоей уникальности. Другими словами, так или иначе человек представляет себе чем-то уникально-избранным.

Харари, в общем-то, не отрицает этого, но в «Sapiens» человек предстает самым смертоносным видом за всю историю существования планеты. Уничтожение биосферы началось не в период индустриальной эволюции. Десятки тысяч лет назад наши предки-хомоцапусы с большим энтузиазмом уничтожали экосистемы целых континентов, держали в рабстве и массового убивали одомашненных животных, устроили геноцид неандертальцам и вообще вели себя очень плохо.

Спорить с этими фактами трудно. «Антиантропоцентризм» Харари — это отрезвляющий душ для тех, кто считает, что мы «вершина эволюции» и играем какую-то особую роль. Может и играем, но не ту, которую себе вообразили. Кроме того, в масштабах геологических эпох мы даже не эпизод, а так, момент. Продолжая в том же духе как сейчас, мы рискуем сойти на нет в относительно недалеком будущем и превратится в тонкий «культурный слой» грунта.

Думаю, что осознание своей конечности и далеко не избранности могло бы стать краеугольным камнем в мировоззрении, которое позволило бы нам смотреть на себя более критично и действовать менее агрессивно. Я не касаюсь «восточных традиций», там подобные вещи есть, все же речь идет больше о «западном» комплексе ценностей.

Пройдя через этот смысловой блок, я думал, что Харари будет продолжать рассматривать историю человечество именно в таком, критично-ироничном ключе и, меня как читателя, ждут новые интересные концепты. Но все оказалось немного не так.

Рассуждения о гендерном вопросе и равенстве полов, расовой дискриминации и тому подобных вещах в целом являются повторами. Об этом говорили и говорят много и долго. Объяснение природы денег напомнило мне лекции по политэкономии в далеком студенческом прошлом. Хотя это еще куда ни шло, потому как экскурсы в историю античности и Средних Веков, вообще даны на уровне уроков для старшеклассников. Не знаю, может быть уровень школьного образования на Западе настолько сильно упал, что историку-медиевисту приходится объяснять базовые вещи. Правда, это еще не самое то, что режет глаза.

В некоторых моментах автор позволяет себе откровенные передергивания. «Our computers have trouble understanding how Homo sapiens talks, feel and dreams. So, we are teaching Homo sapiens to talk, feel and dream in the language of numbers, which can be understood by computers». Начнем с того, что хомо сапиенс сам написал языки коммуникации с компьютером. Да и хомо сапиенсы имеют те же самые проблемы между собой, поскольку языков несколько тысяч, а зачастую владеют только одним-двумя. Культурные коды также бывают тяжелы для понимания без подготовки, что иногда приводит к серьезным и длительным конфликтам. Так что компьютеры тут особо не причем. Проблема не в них, а в том, что не все люди владеют всякими там С++ и Python, как не владеют другими естественными языками.

Или вот еще яркий пример, когда причины религиозных войн между католиками и протестантами сводятся только к различиям в понимании символа веры. «Christians slaughtered Christians by millions defending slightly different interpretations of love and compassion». Как профессиональному историку Хараре наверняка хорошо известно, что причины религиозных конфликтов лежат не только в различных толкованиях религиозных постулатов. Тут целый пучок причин — и экономических и политических и культурных. Та же Реформация началась в том числе из-за того, что Лютер и другие пасторы были недовольны некоторыми финансовыми «ноу-хау» Римской церкви. Например, торговлей индульгенциями. И что та же Реформация не состоялась бы без политической и финансовой поддержки со стороны светской власти, которая мало была склонна к религиозным диспутам. Все это намерено опускается, как мне кажется, просто из-за того, что Хараре не жалует религию.

Последнее и это уже мое субъективное мнение. В тексте есть некое «творческое переосмысление» концепции «майя» индийской философской традиции. Мол, все это иллюзия, прах и тлен, миллионы пребывают в плену иллюзии и поэтому верят в доллар, в то, что путешествия дают «незабываемый опыт» и вообще в весь этот консьюмеризм и права человека. Что можно сказать? Что ваша книжка, господин Харари, это такой же Imagined Order, выдумка человека, его личная модель мира, выложенная на бумагу. Я увидел массу проявлений иронии к той же религии, но практически не увидел самоиронии. А это для меня серьезный маркер. Люди, не стесняющиеся к публичной самоиронии чаще более мудры, нежели те, кто вещает на серьезных щщах. Именно поэтому моим любимым философом современности являлся Умберто Эко, который был не только человеком энциклопедических знаний, но и большого чувства юмора.

Резюмирую. В целом книга неплоха и, если вы хотите попрактиковать свой английский — читайте оригинал, Хараре пишет простым языком. Если вы хотите освежить свои познания в истории, ну так, без углубления в детали — тоже вариант. Если вы хотите глубокой и обоснованной философии истории, то лучше почитайте Тойнби, Шпенглера, Питирима Сорокина, того же Гумилева, при всей неоднозначности отношения к последнему со стороны профессионалов, там есть хоть какая-то концепция, а не изложение курса школьной программы истории. Повторюсь, единственное полезное, что я вынес из Homo Sapiens это отрезвляющее обоснование того, что человек далеко не вершина эволюции.

Впрочем, иногда книжки стоит прочитать полностью из-за одной главы или даже страницы.

Comments

comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>