Years and years

На этих выходных посмотрел новый британский сериал “Годы” (в оригинале “Years and Years”). Коротко — интересный взгляд на будущее в ближайшей перспективе. Однозначно рекомендую к просмотру, поскольку сценарии, показанные в нем вполне вероятны. Равно как и перспективы развития технологий. Теперь немного деталей.

Когда смотришь антиутопию в духе “Безумного Макса” или киберпанка, то несмотря на всю реалистичность, все воспринимается как фантазия. Когда ты видишь свою “родную” реальность, в которую вкраплены детали будущего, то это смотрится совсем по-другому. Особенно если речь идет не о какой-то вундарвафле типа космической станции, вызывающей геошторм, а о бытовых деталях. Местами пробирает до дрожи — а ведь да, такое может быть и это кое-что из этого такого уже здесь.

Второй момент, который пробирает не меньше. Один из посылов сериала — “тихих гаваней” в мире нет. Все довольно шатко и резкие движения какого-нибудь “мирового лидера” и местных политиков-популистов могут привести к таким волнам, после которых такой «оплот демократии” как Великобритания начинает превращаться в авторитарное государство с концлагерями и нищающим населением.

В этом свете наши “внешнеполитические векторы” типа “идем в НАТО” и “европейское будущее” и “цивилизационный выбор” теряют свой смысл в даже в краткосрочной перспективе. В сериале премьер-министр Великобритании — в исполнении великолепной Эммы Томпсон — нисколько не морщась рассуждает о том, кто придумал концлагеря. Историческая справка — их придумали именно британцы во время англо-бурской войны и было это по историческим меркам не так давно, в конце XIX века. Хороший повод задуматься о том, а туда ли нам? И вообще — мы хоть чуть-чуть представляем себе процессы, которые происходят в мире и следствием чего является возникновение того же Евросоюза?

Теперь о том, какое место отведено Украине в этом сериале. Этот момент выпячен в большинстве статей из нашего сегмента сети. В Украине произошел “военный переворот” и на “референдуме” 97% населения проголосовало за ввод войск РФ. На первый взгляд выглядит бредово, но 97% — это явный намек на крымский “референдум”, то есть едва прикрытая каким подобием легитимности оккупация страны. Оставшиеся три процента бегут из страны в том числе в Великобританию.

Одним из главных героев сериала является украинский беженец. Причем это не политический беженец, который скрывается из-за своих убеждений. Он — гей, которого православные родители сдали власти. Симпатий он вызывает минимум. Не потому, что гей, а потому что уже в первой сцене начинает набиваться в “партнеры” к британцу, который курирует лагерь украинских беженцев. То есть в искренности чувств сомневаешься уже в самом начале.

Конечно, все это выглядит довольно печально. Украина оккупирована Россией, гражданин страны — приспособленец, а не патриот, который хочет бороться за ее освобождение.

Посмотрев сериал, подумалось, что в принципе сериал об альтернативном будущем, в котором Украина занимает достойное место можно было бы сделать своими силами. В “Годах” нет дорогостоящих спецэффектов, все происходит в обыкновенных декорациях — вся история показана через жизнь большой британской семьи. Почему бы не показать то, как Украина становится действительно сильным региональным игроком? Как она побеждает в войне, как ломает олигархическую систему, как занимает доминирующее положение в регионе? Заодно показать альтернативную историю соседей и мира в целом?

Людям нужна такая картина. Людям нужны герои, с лицами и судьбами. Это в десятки раз сильнее политологических прогнозов и рассказов о том, как Илон Маск бороздит космос бесплатными интернетами. Людям не нужны умозрительные конструкции о «либеральных президентско-парламентских республиках» и «общественных договорах». Им нужны лица, судьбы, эмоции. Им нужны примеры того, как можно пройти этот путь. Такая картин нужна и людям из других стран. Через нее как минимум можно показать то, какая у нас красивая страна и какие люди здесь живут. Ведь проблема не в том, что у нас «тупое население». У нас масса талантливых и порядочных людей. Проблема во многом в том, что мы не способны к масштабным коллективным действиям.

Напомню, что пока картина будущего Украины дана только в одном украинском сериале — “Слуга народа — 3” и там она слишком уж пасторальная. Сей факт тоже говорит о многом. За прошедшие годы после Майдана у нас не было ни художественных книг, ни сериалов, ни фильмов, ничего, чтобы работало на образ будущей Украины. Лично мне вспоминатся разве что «Омріяна країна» Алексея Толкачева, но это не художественное произведение.

Хотя, поправьте меня, если я ошибаюсь.

Comments

comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>