Timeo Danaos et dona ferentes

Timeo Danaos et dona ferentes — «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Они пришли в нашу жизнь незаметно. Простой, дружественный дизайн, удобный облачный сервис, приятные на ощупь и простые в использовании гаджеты. Они изменили нашу жизнь и нельзя сказать, что в худшую сторону. Уже выросло поколение, которое без всего это не представляет себе жизни. Но ничего не бывает просто так. Даже если бесплатная поисковая система или удобный сервис для хранения файлов.

О мире, где корпорации берут вверх над национальными правительствами, писали киберпанки 80-х. Мрачный, обычно постапокалиптический мир, где традиционные государства превратились в декорации — таким выглядело будущее в этих текстах. Конечно, наш мир не совершенен, но постапокалипсис пока ограничен точками локальных конфликтов. А корпорации пока еще не так сильны, чтобы подмять под себя национальные правительства. Кстати, существует мнение, что борьба за власть будет идти не между ТНК и государствами, а городами и государствами. Впрочем, возникновение сети глобальных городов и их конкуренция с государствами — это тема другой статьи. Все же вернемся к теме корпораций.

Есть уже ставшее расхожим выражение «информация — это новая нефть». В чем суть этого определения? В том, что условиях конкуренции на всех уровнях принятие верного и при этом своевременного решения — это ключ к победе. В том, что контроль над людьми и процессам эффективен, когда есть информация о них. В том, что разработки и инновации невозможны без информации. В том, что за последние тридцать лет количество информации стало не просто намного больше. Ее качественно больше и если вы умеете находить в этом потоке нужное вам, то вы на коне. И тот, кто умеет добывать эти данные в промышленном масштабе — «царь горы». Проблема в том, что на текущий момент этот сектор по сути монополизируется. Огромные потоки информации, которые генерируют пользователи, сейчас контролируются пятью корпорациями.

Речь о идет об Apple, Amazon, Facebook, Microsoft и холдинге Alphabet, который возник из преобразования Google Inc. и других компаний, которые ранее принадлежали Google. Так, Google доминирует среди поисковых систем — согласно метрикам сайта Net Market Share на его долю приходится 81% рынка. Если сравнивать с историей рынка нефти, то Standard Oil контролировала 79%, перед тем, как ее стали щемить за монополизм. Впрочем, Google, а точнее Alhabet уже прищемили — в этом году Еврокомиссия оштрафовала компания за 2.42 миллиарда условных единиц за злоупотребления своим практически монопольным приложением.

Amazon — если вы думаете, что это только про магазин, то ошибаетесь. Amazon зашел на рынок «облачных» услуг в 2006 году, быстро стал лидером и сейчас его дата-центрами и Amazon Web Services пользуются более миллиона клиентов. Среди тех, кто размещает свои данные на серверах Amazon — Dropbox, Netflix, Pinterest, Reddit, Tinder, IMdB. Кроме этих новых брендов, услугами пользуются и «старые» компании, такие как General Motors и Samsung. Да что там, корпорации, даже ЦРУ Amazon обеспечил отдельный ДЦ. Другими словами, Amazon владеет и обслуживает физические носители информации огромного количества компаний.

Facebook — для большинства пользователей это социальная сеть, где можно постить котиков, себя любимого и устраивать виртуальные битвы по любому вопросу. Это видимая часть айсберга. По сути Facebook это огромный информационный пылесос, который собирает данные о поведении пользователей и перепродает ее рекламодателям. Собственно, так же делает и Google. Причем делает это мягко, используя знание человеческой психологии и ее слабостей, зависимостей и прочих тонкостей. Два миллиарда пользователей каждый день совершенно добровольно дают компании информацию о себе.

Apple и Microsoft — думаю, что здесь длительные пояснения излишни. Разработчики популярных операционных систем и приложений к ним много чего знают о своих клиентах.

Все эти компании так или иначе продают доступ к информации или перепродают ее. Так или иначе они могут анализировать ее и, что самое главное, использовать эти знания как инструмент влияния. Это необязательно продажа какой-то конфиденциальной информации. А вот знание о рыночных и социальных трендах — это как раз то, на чем можно заработать. И учитывая то, какие обороты у «большой пятерки», то позволить купить они могут многое. Или пустить деньги на проекты, которые изменят мир. Посмотрите на проекты, которые развивает Google и Alhabet. Беспилотные автомобили, дроны для доставки грузов, высотная ветроэнергетика (проект Makani), роботы, умные контактные линзы и многое другое. Да, многие из этих затей могут лопнуть, но даже если часть из них выстрелит, то из богатой, но все же просто интернет компании, продающей рекламу, Google станет чем-то совершенно другим.

Резюмируя «Большая пятерка» — и не только она, но и другие крупные технологические компании — воплощает в себе тут самую «мягкую силу», которая создает новый мир. А традиционные «стационарные бандиты» в лице национальных государств, уже начинают отставать от тех трендов, которые задают крупные технологические компании. Да, многое они еще контролируют, но в некоторых моментах уже вынуждены реагировать на системообразующие факторы, которые созданы не ими. А это уже потеря контроля. И то, что новшества пытаются остановить откровенно силовыми методами — это тот самый «последний довод королей». Не зная, что делать с тем, что выросло в подконтрольном огороде, «садовники» просто выпалывают это под корень.

Как далеко зайдут компании, подобные «Большой пятерке», как выстроятся их отношения с государствами, как они смогут трансформировать социум — думаю, что нас ждут очень интересные времена.

Comments

comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *