Поиск информации vs смыслосборка

Количество экспертов, считающих, что они в тренде, зашкаливает. Объем информационного шлака, который они порождают, уже давно не удивляет. Все еще удивляют те, кто ведется на эту левую ботву и даже платит этим «икспердам» деньги.

Давеча прочитал репост одного «эксперта». В этом тексте было прекрасно все. Неуловимость смысла за таинственными словами и аббревиатурами. Банальные утверждения. Соотношение «широта темы / количество знаков» — тема ого, а знаков с гулькин нос. Грамотность хромает, причем видно, что человек даже не перечитывал текст перед публикацией. Стиль — неудержимый «поток сознания». Информативность близка к нулевой. Магическое слово IMHO, которое как фиговый листок, призвано прикрыть весьма поверхностное владение предметом.

Думал написать критику, но решил этого не делать. Во-первых, ему это не поможет, равно как и преданным комментаторам. Во-вторых, репост — это реклама. Так что обойдется.

Еще раз подумалось о том, что поиск информации это уже не проблема. Проблема в том, чтобы найти смысл во всем этом шлаке. Поиск смыслов или сборка смыслов из существующей информации. В данном контексте под «смыслом» понимается информация, которая не просто пассивно потребляется, а служит «руководством к действию». Или не-действию в зависимости от ситуации. Тут есть один важный момент. Смысл — это не только «аналитика», но и эмоциональные образы и символы, которые побуждают к действию и меняют картину мировоззрения.

Сейчас механизмы поиска смысла уже есть, но пока они еще на довольно примитивном уровне. Все эти «рекомендованные вам» видео в ютубе и подборка ленты на ФБ формируются на основе анализа поведения человека на ресурсе. Плюс, конечно же, подбор рекламы “исход из предпочтений”. При этом качество информации, ее смыслосодержание пока еще под вопросом.

Почему? Хотя бы потому что тот же ФБ остро реагирует на какие-то «горячие» или даже «жаренные» новости. Грета выступила в ООН! На следующее утро куча «экспердов» наполняет ленту «онализами» и мемасиками. Снежок превращается в снежный ком, потом в лавину. При этом сам этот факт и порожденный им вал информации мало как влияет на повседневную жизнь многих комментирующих. Как вы изменили свою жизнь, свои привычки после этого? Думаю, что масса отписавшихся никак не изменила ни в повседневности ни в планах.

По большому счету, нынешние СМИ — и «старые» и «новые» — работают не на поиск или сборку смысла для человека, а просто на привлечение внимания. С месяц назад общался с профессиональным контент-мейкером, ведщим одного популярного ютуб-канала. Он сказал простую фразу. Ютубу до жопы качество контента. Создателям сервиса главное сколько времени вы будете залипать на видосики и, конечно же, сколько рекламы можно впарить за это время. Так что не стоит ообольщаться насчет того, что Facebook, Google и другие крупные игроки будут заморачиваться на создание инструментов по сборке смысла. При это считаю, что возможно, повторюсь, возможно, следующим поколением сетевых информационных инструментов станет именно смыслосборка. Возможно, на основе тех же нейросетей будут создавать такие инструменты.

Но пока «спасение утопающего» — это дело рук самого утопающего. Пока чтобы спастись от этого вала информационного шлака нужно работать самому. И пока смыслопоиск — это прерогатива человеческого разума, а не искусственного интеллекта.

Comments

comments

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *