Перспективы транспортных систем. Про «говорящие» робомобили и не только

В прошлом материале рассказывалось о том, каким и могут быть дороги будущего. В этом попробуем описать то, что в будущем будет собственно с самими средствами передвижения. В этом материале мы коснемся некоторых вещей связанных с индивидуальными транспортными средствами, то бишь, автомобилями.

Наиболее яркий тренд в этом поле — это дальнейшая автоматизация управления транспортным средством. Слово «дальнейшая» употреблено неслучайно, потому как, например, автомобили на которых мы ездим уже имеют подсистемы, частично выполняющие водительские функции. Society of Automotive Engineers (SAE) выделяет шесть уровней автоматизации. Автомобиль, которые не имеет никаких систем типа круиз-контроля или ABC относится к системе нулевого уровня. Если на нем есть хотя бы одна из них, то мы получаем 1-ый уровень. При наличии в автомобиле продвинутого круиз-контроля, системы контроля «мертвых зон» и тому подобных улучшенных систем, мы получаем 2-ой уровень. Следует отметить, что многие современные модели как раз являются системами 2-го уровня. Системы 3-го и 4-го уровня могут обеспечить безопасность движения, но если ситуация становится слишком сложной для принятия автоматических решений, то управление возвращается водителю. К системам 5-го уровня относятся автомобили, для которых водитель не требуется. Флагманы индустрии, такие как, например, Audi, уже готовятся выпустить на рынок модели с 3-им уровнем автоматизации.

Дальнейший прогресс в этой области будет зависеть от того какими темпами будут развиваться такие направления, как нейросети и машинное обучение. То есть те компоненты, которые ответственны за «принятие решений» в процессе вождения. А темпы здесь достаточно высокие и если еще пару лет назад инженеры были достаточно осторожны в своих прогнозах, то теперь ситуация изменилась. Сейчас многие крупные производители, включая таких гигантов как BMW, Ford, Volvo ставят амбициозные цели. Уже в начале нового десятилетия они готовятся выпустить модели, в которых руль автомобиля будет не обязательным к использованию.

Второй тренд — это возникновение новой информационной экосистемы, в которой автомобили будут обмениваться данными, «говорить» между собой. Будучи источниками и одновременно приемниками информации, автомобили будут вступать в своего рода диалог. Основная цель его озвучена выше — обеспечение безопасного и автономного пилотирования. Обмен информацией позволит автоматическим системам вовремя реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию на дороге.

Подобную систему стоит рассматривать как одну из важных компонент общегородской или региональной системы управления транспортными потоками. В прошлой статье уже упоминался пример Лос-Анджелеса, в котором работает синхронизация нескольких тысяч дорожных знаков. Наличие такой информационной среды позволит оптимизировать трафик и уменьшить количество заторов, а также аварийных ситуаций.

Как видно из этих примеров автомобиль становится еще одним элементом «умной» городской среды. Развитые информационные системы для взаимодействия с окружающей средой и управления в обязательном порядке будут включать элементы наложенной и смешанной реальности. Тем более, что лобовое стекло идеально для отображения всевозможной информации, от простых дорожных указателей и подсказок навигатора до показа информации о соседних объектах, включая соседей по дорожному движению, авариях, зданиях, городских событиях и другой информации.

Следующий момент, который касается автомобилей будущего относится уже не технической, а скажем так, социально-экономической части, но при этом следует из нее. Владеть машиной или арендовать ее? Автомобиль — это, конечно, удобно, но при этом его покупка, содержание, обслуживание далеко не дешевы и приносят немало головной боли. Скажем, попробуйте найти свободное место для парковки в центре города. Поэтому популярность современных сервисов типа Uber как бы намекает — заплати за краткосрочную аренду, доедь куда надо и забудь об остальных проблемах. Теперь представим ситуацию, когда крупный производитель автомобилей создает парк беспилотных такси и запускает собственный Uber. Платить зарплату водителям не надо, аварийных ситуаций меньше за счет того, что человеческий фактор сведен к минимуму (по статистике большая часть ДТП происходит именно из-за водителей). То есть цена сервиса намного ниже. Какой смысл иметь головную боль в виде дорогостоящей техники, если можно будет заплатить по низкому тарифу да еще и не париться с самостоятельным управлением? Последний фактор тоже кстати играет роль, потому как время на дорогу можно употребить с большей эффективностью, да и лишний раз не стрессовать.Насколько такая схема реализуема — покажет время.

О таких пока еще экзотических решениях как летающие автомобили мы поговорим в следующий раз, а равно и о том, каковы в принципе перспективы автотранспорта в будущих городах.

Comments

comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *