Перспективы транспортных систем. Hyperloop

На прошлой неделе по FB народ массово перепащивал схему трансконтинентального метро Hyperloop, которое будет охватывать весь мир. Некоторые прикалывались над маршрутами, ну там типа «Токио-Магадан» или «Нью-Йорк — Рейкьявик». Кто-то восхищался грандиозностью замысла, а кто-то — утопичностью. Ну а некоторые киевляне радовались, что наконец проведут метро на Троещину. Если отставить шутки в стороне, то все же чем может стать Hyperloop?

Начнем с краткого описания технологии. Если коротко, то Hyperloop это труба из которой воздух откачан до форвакуума (т.е. близко к полному вакууму), а вагоны представляют собой капсулы, которые двигаются со огромной скоростью (1000-1200 км/ч). Движение происходит за счет магнитной левитации, а высокая скорость тем, что не нужно преодолевать сопротивление встречного воздуха. В концепции, предложенной Элоном Маском, поезд должен был приводится в движение линейным электродвигателем, а специальные направляющие должны были создавать воздушную подушку под днищем вагона и поднимать его над статором линейного электродвигателя. Предполагается, что помимо высокой скорости перемещения, этот новый вид транспорта будет еще и очень дешевым. Сейчас эту концепцию используют для дальнейшей разработки несколько компаний — Hyperloop Transportation Technologies, Hyperloop и Space X.

Энтузиасты-гиперлуперы утверждают, что этот новый вид транспорта в случае удачной коммерческой реализации станет прорывом. Высокие скорости и дешевизна приведут к интенсификации товарооборота и пассажиропотоков. Ниже диаграмма, которая показывает, с какой примерно скоростью будут перемещаться поезда Hyperloop, если сеть будет реализована в США. Как видно из схемы, на поездку из Сан-Францико в ЛА нужно будет меньше часа, а чтобы пересечь всю страну и добраться из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк — менее пяти часов.

Hyperloop-Map-1[4]

Возможно, некоторые виды транспорта, такие как железные дороги и самолеты, особенно локальных линий, уступят свое место. Впрочем, влияние не ограничится только переформатированием рынка транспортных услуг. Повышение скорости пассажиро и товаропотоков повлияет на всю экономику страны. Об этих перспективах пока судить рано, но уже сейчас можно говорить о том, где приоритетно будут развиваться транспортные системы Hyperloop. Ниже приведена схема возможного развития Hyperloop в Соединенных Штатах.

screen shot 2015-06-12 at 11.30.50 am

Как видно из схемы, схема опирается на так называемые «мегарегионы», урбанизированные территории, например, таких как Босваш. Это промышленные, финансовые и научные центры, в которых концентрируется большая часть населения страны. Исходя из вполне понятной логики, Hyperloop обеспечит как связь между городами внутри этих мегарегионов, так и между самими агломерациями. Автором этой концепции является SupraStudio, специалисты которой определили и очередность ввода различных участков Hyperloop. При проектировании они базировались на рейтинге крупных городов. Исходя из их расчетов, первые города, которые свяжет новая транспортная технология будут Сан-Франциско — Лос-Анджелес на западе и Бостон — Нью-Йорк — Вашингтон на востоке, а также Даллас — Хьюстон на юге. Во вторую очередь войдут линии Сиэттл — Портланд на северо-западе, восточный сегмент расширится за счет ветки Нью-Йорк — Чикаго, а Хьюстон свяжется с Сан-Антонио на юге. Скорее всего, подобной логики будут придерживаться и в других странах, где скоростные транспортные линии организовывают между крупными городами.

Выглядит все довольно впечатляюще, но есть одно «но», которое ставит под большим вопросом дальнейшее развитие этой системы. Для Hyperloop понадобится новая инфраструктура. Вот так примерно видят систему дизайнеры.

2343e3df4d44afcd567462082419329c

Нужно будет монтировать трубы, по которым будут левитировать поезда, нужны будут новые станции, спроектированные специально под поезда подобного типа. Все это деньги и весьма немаленькие. Поэтому у «старых» видов транспорта есть неоспоримое преимущество именно в развитой инфраструктуре. Достаточно посмотреть на современные аэропорты и вокзалы крупных городов. И логичнее развивать, скажем, такое направление, как скоростные железнодорожные поезда, посольку под них уже есть и вокзалы и рельсы.

Поэтому если подходить к вопросу прагматично, то скорее всего в ближайшие годы Hyperloop будет реализован в виде отдельных участков между крупными городами. Уже сейчас компании-стартапы приступают к реализации пилотных линий. Так, Hyperloop Transportation Technologies планирует соединить такой линий чешский Брно и Братиславу. Кроме этого у компании есть принципиальная договоренность о создании скоростной линии между Абу-Даби и Аль Айном. Ррасстояние между городами — 145 километров и ориентировочная стоимость километра составит 40 миллионов. Таким образом, весь проект может обойтись его инициаторам в 6 миллиардов долларов — это к вопросу об инфраструктуре и стоимости ее создания. А вот так, возможно будет выглядеть Hyperloop, который планируют Bjarke Ingels Group и Hyperloop One между тем же Абу Даби и Дубаем.

Что же до карты «трансконтинентального метро», то с уверенностью можно сказать, что это пока еще фантазии, которые относятся к весьма далекому будущему. Помимо чисто технических проблем — взять хотя бы стоиомсть строительство морских участков — есть еще и границы между государствами. То есть крупные станции Hyperloop, через которые будут идти международные рейсы придется проектировать с учетом опыта аэропортов — транзитные зоны, таможенный и паспортный контроль и тому подобные вещи.

Напоследок немного истории. Еще в 70-е годы в Украине разрабатывали системы на линейных электродвигателях, которые сейчас собираются применить на Hyperloop. Под Киевом, на левом берегу водохранилища, существовал полигон, принадлежавший бюро линейных электродвигателей, которое как занималось как раз разработкой и испытаниями монорельса. С распадом Союза испытания прекратились и через какое-то время трасса была демонтирована.

hyperloop-one-dp-world-four2_1471310454859

Comments

comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *