Парадоксы информационной эпохи

Ниже изложены некоторые отрывочные наблюдения относительно информационной сферы. Говоря точнее — немного о парадоксах, которые присущи текущему моменту.

Технологии как главный источник информационного хаоса. Процесс познания главным образом был направлен на упорядочение фактов реального мира, который результировал в описания, классификации, теории и другие продукты научной деятельности. Информационные и коммуникационные технологии создавались для того, чтобы процесс познания перешел на новый уровень. Например — обработка больших массивов данных и формирование более объективных картин мира. Отчасти так и происходит, но на деле мы имеем не только качественно новые картины мира, но и большую долю субъективных и локальных картинок. Последние превалируют, сводя на нет существование первых.

Психология отстает от технологии. Нарастающие потоки информации должны сопровождаться развитием новых подходов к их обработке. Этот процесс идет с перекосом: технологии развиваются, но психологическая подготовка человека осталась на уровне прошлого века. Фактически, эти методы непонятны и недоступны большинству, техниками обработки владеет узкий круг профессионалов. Большинство идет по пути деградации: для них информация дробиться и сокращается, чтобы упростить восприятие. Взять хотя бы основной формат интернет-текста. Несколько тысяч знаков, разбавленных картинками — рассчитан на весьма непритязательного «среднего читателя».

Искусственный интеллект против психологической подготовки. Вместо развития психологических техник и более глубокого изучения работы мозга, человек пытается создать искусственный интеллект. Как говаривал профессор Преображенский: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спинозу, когда любая баба может его родить когда угодно». То же самое можно сказать про попытки создания ИИ. Зачем пытаться создать искина, если у нас есть природой данный мозг, принципы работы которого мы еще до конца не узнали. Нельзя полностью утверждать, что создание искинов это тупиковый путь, но познание собственных возможностей человека тормозится. Хуже того, неверное понимание принципов работы может привести к созданию кривых конструкций, которые будут приносит больше вреда, нежели пользы

Квазиреальности. Компьютерные и коммуникационные технологии сейчас позволяют получать информацию о событиях в реальном времени. При этом в СМИ, особенно пропагандистского толка, плодятся квазиреальности: «правильная» подача реальных фактов, но картина мира при этом не соответсвует действительности. Таким образом, вместо создания более объективных картин мира плодятся субъективные и откровенно лживые квазиреальности. Способность критически осмысливать широкий поток информации могут не все, поэтому выделение из него объективных фактов и картин мира зачастую чрезвычайно затруднительно.

Перечислены не все тезисы, а также не сделаны выводы, что делать дальше, посему — продолжение следует.

P.S. Поскольку автор тезисов не владеет в должной мере психологическими техниками по обработке больших данных эти тезисы представляют собой субъективное и фрагментарное описание процессов, происходящих в информационном пространстве. Этот текст в несколько тысяч знаков с одной картинкой, оптимизирован для упрощения восприятия рядовым пользователем сети.

Comments

comments

7 Comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *