Искусственный интеллект и человеческий опыт

В 1984 году на экраны вышел фильм «Последний звездный боец». На тот момент это была первая кинолента, в которой широко использовались новые компьютерные технологии, но сейчас не об этом.

Главным героем был старшеклассник, который увлекается аркадными играми. Поскольку дело происходит в середине 80-х игал он не на персональном компьютере, а игровом автомате, рядом с местным баром. Он играет в игру, где является пилотом космического истребителя «Гангстар», на котором он защищает оборонительную систему «Рубеж». Регулярное задроство приводит к тому, что в один прекрасный день ему удается уничтожить вражескую базу.

Потом выясняется, что на самом деле игровой автомат — это своеобразный тренажер, на котором проводится отбор кандидатов в пилоты. И что вся эта космическая битва — не просто игра, но реальность. Главный герой оказывается втянутым в настоящий космический конфликт инопланетных цивилизаций.

Вернемся в наше время. Инженеры Института искусственного интеллекта из университета Буффало, что в штате Нью-Йорк, получили финансирование от DARPA (того самого Агентства перспективных исследований в области обороны США), для проведения исследований, которые похожи на то, что происходило в фильме. Их проект подразумевает создание компьютерной стратегии в реальном времени (RTS) наподобие StarCraft или Stellaris. Для тех, кто не играет, поясню — в RTS игроки получают в свое распоряжение ресурсы, с помощью которых можно создавать войска, производственные комплексы, жилые здания и тому подобное. Целью таких игры является победа над противником, у которого вначале игры имеет тоже самое. Если еще проще — это как шахматы, только сложнее и графика красивее.

При этом речь идет не просто об игре и опыте, который получают игроки. Люди, играющие в эту RTS дают согласие на подключение к оборудованию, которое позволяет получать информацию об активности мозга во время игры, фиксировать движения глаз с помощью высокосортных камер. Полученная же информация обрабатывается с помощью алгоритмов машинного обучения, чтобы впоследствии использоваться для обучения воздушных и наземных роботов. Таким образом, фантазия тридцатипятилетней давности стала реальностью.

Это интересная новость не только для геймеров, которые смогут зарабатывать не только на стримах, ютубе и киберспорте, но для обучения робототехники. Правда, не менее интересна сама тенденция — оцифровка и продажа реального человеческого опыта.

В общем-то в этом нет ничего принципиально нового. Эксперты торговали своим опытом с незапамятных времени. Устная традиция, книги, манускрипты, чертежи. Сейчас эксперт может записать серию видео и уже не беспокоиться о том, чтобы лично общаться с тем, кому будет нужен такой опыт. Через несколько лет мы подойдем к тому, то экспертный да и просто жизненный, опыт, «обработанный» с помощью компьютерных технологий, будет воплощаться в системах искусственного интеллекта. Естественно, что это будет более комплексный, динамичный и объемный продукт, нежели то, что предлагается сейчас

Думаю, что через несколько лет в рекрутинговый агенствах вам будут предлагать не только живых кандидатов. Вам нужен специалист 5+ лет опыта, владеющий определённым списком навыков и завершеных реальных проектов? Пожалуйста, для создания этого искина был использован опыт нескольких экспертов. Вот их фамилии, послужные списки, образование и подтвержденный опыт работы. Они также дали согласие на использование их личных данных, ЭЭГ и других критически важных показателей для создания этой экспертной системы. В каком виде желаете получить искина? В виде “неона”, который будет «жить» в вашем компьютере или гаджете, а может быть в качестве человекоподобного робота.

Это будет «дивный, новый мир», в котором «звезды ютуба» со своими обучающими видео будут считаться «стариками на пенсии», а работа рекрутера будет сводиться не только к тому, чтобы найти на линкедине нужного кандидата. Функции расширяться до умения «собрать» из «готовых частей» или заказать «изготовление» «цифрового» специалиста с нужными параметрами и при этом уложится в бюджет. Работать такой «эксперт» сможет не просто как справочник, а как полноценный член команды, с которым можно вести диалог и который сможет принимать решения в режиме реального времени.

Конечно, вопросов возникает много, и скорее всего, скептики скажут, что искусственный интеллект уже обыгрывает людей не только в шахматы и го, но и в те же компьютерные игры. Да, конечно, но не стоит забывать, что эти игры это все же искусственные среды. В них ограниченное количество правил, которое создает пусть и огромное, но все же просчитываемое количество возможных сценариев развития событий. В реальном контексте, в условиях разной степени неопределенности и неполноты данных эти системы вряд ли смогут быть также эффективны. Тогда как человеческий опыт может быть уникальным и включать в себя нестандартные, но тем не менее эффективный решения.

Телеграм-канал блога

Comments

comments

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *