Города и корпорации

Говорят о конкуренции корпораций и государства. О соперничестве городов и государств. Что будет если корпорации станут союзниками городов?

В одном из недавних материалов писалось про дочернюю компанию Google/Alhabet — Sidewalk Lab, которая занята урбанистическими проектам цифрового гиганта. Проект LinkNYC является одной из первых попыток реализовать глобальную концепцию Google Urbanism и поэтому сейчас имеет смысл поговорить именно о нем.

По мнению Google ресурсами новой «цифровой» экономики являются люди. Если конкретнее, то ценность людей состоит в том, что они генерируют данные и проявляют внимание. В том числе в пределах общественных городских пространств. И то и другое может приносить доход. Данные продаются производителям товаров и поставщикам услуг. Кроме того, они могут и давать рекламу о своих товарах и услугах все тем же людям. Как говорится «правильный месседж в правильном месте для правильного человека». Google отлично реализовали эту модель в цифровом пространстве. Рекламные сервисы AdSense и AdWords выступают посредниками между теми, кто производит продукцию, покупает ее, а также тех, кто может размещать рекламу. Именно на этом Google заработали и зарабатывают свои миллиарды. Кроме торговли вниманием аудитории и рекламой Google запустило массу других сервисов типа почты Gmail, видеохостинга Youtube, соцсети Google+, карт Google Maps, онлайн переводчика и т.д. и т.п. Если корпорации удалось достичь успеха в цифровом пространстве, то почему бы не повторить успех в реальном?

Google/Alhabet собирается реализовать стратегию, состоящую из из трех этапов. Первым будет создание нового типа лицензии на «доступ к присутствию горожан» в местах общего пользования и рамках существующей цифровой инфраструктуры. Продажа этой лицензии будет генерировать финансовый поток для города. Если коротко, то идея состоит в дигитализии общественного городского пространства, включая внедрение механизмов  реинвестирования части полученных средств в развитие города. Google проводит аналогию с платным шоссе. Чтобы проехать по шоссе водитель должен заплатить за использование этого «ресурса» (в смысле — дороги). Полученные деньги идут не только в карман оператора, но и на поддержание дороги в нормальном состоянии, а также ее модернизации.

На 2-ом этапе функционал этой цифровой платформы расширяется и добавляются другие участники процессов. Стоит помнить, что речь идет не только о рекламе, но и других сервисах. Скажем, какой-нибудь службе такси можно будет продавать информацию по трафику в реальном времени или районах, где живет целевая аудитория пользователей такси. Продолжая эту тему — если в городе появятся беспилотные такси, то их искины будут получать эти данные напрямую из сервиса. На 3-ем этапе Google/Alhabet становится доверенным партнером в управлении Smart City, обеспечивая своими сервисами функционирование города. Главным преимуществом компании будет не фокус на материальной части инфраструктуры, но анализе и отслеживании «поведения людей» и, соответственно, организации управления как людьми, так и инфраструктуры. Именно это, считают разработчики, станет главным конкурентным преимуществом, которые позволят не только обойти конкурентов, но и создать новые предпосылки для технологического и социального рывка.

Стартовав на рынке поисковых систем, когда там уже ворочались такие ребята как Yahoo и AoL, Google не только сумела стать самым популярным поисковым сервисом. Они смогли стать практически монополистами в сфере интернет-рекламы. Теперь представим, что Google разработает универсальную платформу для городов. Как минимум они имеют шансы стать стандартом цифровой платформы для муниципального управления и коммерческих приложений, городских общественных организаций и просто сервисов для горожан. Как, собственно и написано — доверенный партнер в городском управлении, создатель «операционной системы» для Smart Cities. А что как максимум?

Сегодня Google имеет достаточно глубокое знание сетевого поведения как отдельных пользователей, так и их групп. Если Google/Alhapet сможет реализовать свою стратегию, то получит поток к данным о поведении людей в реальном городском пространстве. Это даст качественно иное понимание того, как и чем живет город, как оптимально организовать его жизнь, планирование, работу городских служб и массы других вещей, которые составляют понятие «комфорт» и «гармоничное развитие». Возможность получать с площадей общего пользования доходы, которые идут на развитие города — отличный ресурс для развития городов. Особенно, если от этих потоков «отключат» коррумпированных чиновников. Скажем, тендеры на городские проекты будут проводится через прозрачные «электронные» процедуры, а деньги, заработанные на «лицензии» городского пространства — идти прямо на проектные счета, минуя бюджет, который контролируют люди. Минусы очевидны подобная система, наложенная на «тоталитарную матрицу» даст идеальный инструмент контроля. Думаю, что мысль развивать не стоит, это вполне понятно.

В любом случае — мир станет еще более прозрачным, чем сейчас. Если раньше мы оставляли цифровые следы сервифингом по сетям, кредитками, постами в соцсетях, то с такой высокотехнологичной средой буквально каждый наш шаг будет фиксироваться и оставаться в сети.

Судя по последним новостям, отрабатывать эти вещи Sidewalk Lab и материнская компания будут в Торонто. Возможно, мы вскоре увидим район, где электрокары ездят по улицам без людей, роботы разносят кофе, а все аспекты жизни района оцифрованы по максимуму. Возможно, именно на площадке торонтовского River Front стает местом, где будут отрабатываться не только новые механизмы монетизации, но  модели союза корпорации и городского управления.

Comments

comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *