Google и города

Давеча по сети прошла новость формата «Google построит город». В коротком и не особо информативном фрагменте особых деталей не было. Но тема заинтриговала, поскольку Google это однозначно что-то инновационное, а города — однозначно что-то сложное. После прочтения западных источников сложилось впечатление, что русскоязычные СМИ похожи на «армянское радио» из советских анекдотов. Но обо всем по порядку.

Начнем с того факта, что почти два года назад в октябре 2015 года, была завершена реорганизация Google в холдинг Alphabet. В состав новой структуры попали все компании Google, включая сам Google Inc. В чем причина реструктуризации? Если не длинно, то в том, что основанная в 1998 году интернет-компания, разработавшая новый поисковик и заработавшая кучу денег на рекламе, уже уже перестала быть просто интернет-компанией. Получив миллиардные прибыли от интернет-рекламы, Google инвестировала их в области, которые на первый взгляд довольно далеки от основной деятельности. Робототехника, дроны, космические лифты, бесплатная раздача интернета с воздушных шаров, высотная ветроэнергетика, медицинские исследования — пучок проектов настолько разноплановый, что возникает подозрение в некоторой неразборчивости руководства. Впрочем, сейчас речь не об этом.  В этом пестром перечне есть и дочерняя компания Sidewalk Labs, основанная в июне 2015 года. Собственно, именно с ней и связывают градостроительные инициативы Google/Alphabet.

О самой компании известно не слишком много, равно как и о планах. Корпоративный сайт по большей части наполнен общей информацией, которая дает представление о направлениях работы. Да, там большими буквами, черным по белому, написано — «So we’re pursuing a large-scale district that can serve as a living laboratory for urban technology — a testbed for coordinated solutions, a foundation for people to build on, and a vision for other cities to follow». То бишь, мы преследуем цель построить большой район, который будет служить как «живой» лабораторией для исследования урбан-технологий место для испытаний скоординированных решений для постройки, так видением, каким образцам следовать другим городам. Еще ниже, но буквами поменьше, описаны функции отдельных подразделений.

  • Build Lab. Целью подразделения является строительных решений, которые позволяет строить более доступные с точки зрения стоимости дома. Такие решение могут быть выработаны на основе применения более доступных материалов, цифрового проектирования и автоматического производства строительных компонентов;
  • Care Lab. Эта лаборатория фокусируется на те категории населения, которые имеют низкие доходы, исследуя возможности внедрения улучшения охраны здоровья в социальные сервисы;
  • Semaphore Lab. Тут заняты разработками в области адаптивного освещения для пешеходов и транспортных средств;
  • Model Lab. Это подразделение ставит целью помогать местным общинам находить консенсус между доступностью зданий, принципами устойчивого развития и транспортными системами.

На сайте также есть несколько статей, которые посвящены тому, чем занимается компания. Возглавляет Sidewalks Labs экс-мэр Нью-Йорка, Дэниел Докторофф, который в период 2001-2008 курировал направление экономического развития. Кроме этого он работал CEO и президентом Bloomberg L.P. Другими словами, опыта по части городского развития господину Доктороффу не занимать.

Что еще известно про компанию?

Летом 2016 года Sidewalk Labs анонсировала партнерство с ассоциацией Transportation For America в отношении развития новых решений для городских транспортных систем. Тандем собирался сфокусироваться на проекте развития так называемых «связанных улиц» («connected streets») с целью создать более эффективную транспортную сеть, управление которой осуществляется с помощью цифровых технологий и подходах к принятию решений, которые базируются на анализе данных.

Другим весьма интересным проектом, в котором Sidewalk Labs принимает участие наряду с другими компаниями, является LinkNYC. Официально LinkNYC подразумевает замену устаревших телефонных будок в славном городе Нью-Йорке так называемыми «звеньями» (links). Новая коммуникационная сеть из 7500 точек будет предоставлять свободный и быстрый Wi-Fi доступ, станции зарядки телефонов и планшетов, а также экраны, на которых можно получить различную информацию о городе Нью-Йорке, в котором проект реализуется. Однако, это далеко не все. В июле сайт Engadget опубликовал интересную статью, в которой писалось, что помимо бесплатного вайфая «звенья» будут оснащаться камерами, которые смогут следить за перемещениями людей и транспорта, датчиками, которые будут измерять уровень шума и качество воздуха, фиксировать перемещение беспроводных устройств. Более того, датчики будут фиксировать магнитные поля, источники инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Все это даст поток данных, который сможет дать массу информации о городской жизни в реальном времени. Да и те два 55″ монитора, на которых будет отображаться полезная информация, также будут транслировать рекламу. Что в свою очередь позволит городским властям окупить приобретение «звеньев» менее чем за два года.

5

Что сказать? Проект интересный, в котором совмещается как традиционный рекламный бизнес Google, так и «любовь» к потокам Больших Данных. Если посмотреть на карту расположения телефонных будок Нью-Йорка, то сеть из датчиков накроет город довольно плотно. Управляет этой сетью компания Intersection, в которую уже сами Sidewalk Labs вложились инвестициями.

Но возвратимся к теме «города Google». Весной 2016 SWL проводила интенсивные консультации с более чем ста экспертами по городскому планированию, строительству и прогнозированию. Среди них были Стюарт Миллер, CEO Lennar крупной компании-застройщика, известный эксперт Энтони Таунсенд, стенфордский профессор Баладжи Прашант, гарвардский экономист Эд Глейзер, а также специалисты из консалтинговой компании McKinsey. Параллельно с этим процессом шло рассмотрение предложений от регионов и городов на предмет строительства экспериментального «цифрового» района.

В качестве возможных городов для строительства «цифрового» района Sidewalk Labs и руководители Alhabet рассматривали Денвер и Детройт. Но видать что-то с американскими городами что-то не срослось. В мае 2017 компания подала документы на участок площадью 12 акров (порядка 5 Га) в центре Торонто. Детали того, что там будет точно не известны, но люди из городских служб, которые видели заявку, говорят о том, что в целом она соответствует амбициям компании построить с нуля «цифровой» район. Помимо этого, директор компании Докторофф, выступая на Smart Cities NYC conference в Нью-Йорке подтвердил намерения компании построить «крупный район», правда от дальнейших комментариев отказался.

Что до самого Торонто, то здесь есть интересные детали. В свое время власти города создали общественную компанию Waterfront Toronto, которая в 2001 году разработала проект модернизации городских районов на площади в 2000 акров (~810 Га). В начале 2017 года компания запросила предложения на развитие части этой территории. Район, получивший название Quayside, должен стать «испытательной лабораторией для апробирования технологий, материалов и процессов, которые будут отвечать на современные вызовы и смогут быть воспроизведены в других городах мира». Кто подавал заявки на этот участок пока держится в секрете. Но как видно, и городские власти Торонто и Sidewalk Labs преследуют одинаковые цели, так что может быть и срастется.

2017314-to-waterfront-today

Вот такие урбанистические пироги. Таким образом, новость «Google построит город будущего» обросла некоторыми уточняющими деталями. Да, действительно Google/Alhabet создали компанию Sidewalk Labs. Только сделали они это больше двух лет назад. Да, действительно они собираются построить, только пока это не город, а «крупный район». И с местом пока еще все очень смутно. А с концепцией пока вообще полный туман. Потому как Wi-Fi-киоски и проекты «умной» подсветки улиц пока еще не тянут на градостроительную концепцию, это очень интересные, но все же фрагменты того, что может быть.

Ирония состоит в том, что Google действительно хочет построить «крупный район», только урбанистические эксперименты Sidewalk Labs не имеют к этому прямого отношения. Суть в том, что Google собирается строить новый кампус и будет делать это в Сан-Хосе (штат Калифорния). В июне текущего года городской совет одобрил решение о продаже шестнадцати участков земли, принадлежащей городу. Сделка имела горячую поддержку со стороны мера и вице-мера, правда, не вызвала особого ажиотажа среди местного населения (знакомая ситуация, правда?).

По плану, который не имеет отношения к расширению кампуса в Маунт-Вью, Google собирается возвести 6-8 млн. кв. футов офисных площадей (~800.000 м.кв.) и 3000 домов. Проект превратит район Diridon Station Area в массивный транспортный хаб и создаст примерно 20000 рабочих мест. Вот вам и «крупный район». Если сравнивать с новым кампусом другого технологического гиганта, Apple (тот, который в Купертино) то этот в пять раз больше. Проект сейчас на стадии покупки земли, проектная документация пока еще не одобрена. Правда, с поддержкой мера и вице-мера это все — вопрос времени.

google-campus01-ed

Comments

comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *