Фантасты и футурологи

Давеча на моей стене в Facebook произошла интересная дискуссия. С одной стороны говорили футурологи, с другой — фантасты Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, творческий тандем, более известный под псеводнимом Генри Лайон Олди. Говорили о фантастах и футурологах и почему в украинских реалиях они мало пересекаются.

Начиналось общение с этого моего постинга на стене:

Просмотрел программу «Школы управления будущим» и не увидел ни одного писателя-фантаста. Есть в этом что-то неправильное. Может писатели-фантасты с футурологами не общаются, то ли писатели-фантасты перевелись. Да, конечно, они у нас есть, но чистая научная фантастика на постосоветском пространстве приказала долго жить. Хотя, может я и неправ. Что скажете, Генри Лайон Олди?

Олди ответили:

Просто футурологи и фантасты — это слабо пересекающиеся тусовки ;).

Утверждение неточное, потому как тусовки эти не пересекаются в Украине, где такое направление, как научная фантастика, приказала долго жить уже давно, примерно в середине 90-х. Не то, чтобы ее совсем нет, но вот так, навскидку, назовите хотя бы одного научного фантаста на постсоветском пространстве, который дотягивает до популярности до тех же Олди? Да, есть авторы и даже издатели, которые 3-4 года назад ставили цель возродить это направление в литературе. Скажем, Глеб Гусаков и иже с ним, искали авторов и даже публиковали книги, но вряд ли можно назвать это массовым явлением.

После моего искреннего удивления последовал комментарий Олди, который обескуражил, потому как там опять не было уточнения, что ситуация с НФ локальна:

Есть странное подозрение, что фантастам с футурологами и говорить-то особо не о чем: они вообще находятся в разных системах координат, говорят на разных языках, имеют совершенно разные интересы — и попросту неинтересны друг другу.

Я понимаю, почему Олди говорят такое. Именно они находятся в «другой системе координат». Фантастика, простите за банальность, бывает разная. Глупо искать прогнозы о будущем у Толкиена в его трилогии «Властелин Колец» или у Мартина в «Игре престолов». Творчество Олди где-то рядом, хотя у них есть и звездолеты и всякое. Но простите, ведь фантастика это не только фэнтези и сопредельные жанры, в которых пчелы-попаданцы спасают мирных жителей Марса от фашистских захватчиков с Венеры в XXXI веке нашей эры. Можно привести два десятка авторов, которые были не просто писателями, но футурологами. Последний яркий пример — Нил Стивенсон, один из ведущих американских авторов последних лет, стал «главным футуристом» в проекте Magic Leap. Для тех, кто в танке — этот таинственный стартап разрабатывает революционную технологию наложенной реальности. Бюджет там в полмиллиарда долларов. Фантастам не о чем говорить с футурологами? Да, конечно.

Самое интересное то, что локальный, украинский разрыв между фантастикой и футурологией с точки зрения мэтров это нормально:

«…человек пишет о том, что он лично хотел бы видеть в современной фантастике. А писателям это не интересно. И большинству других читателей — тоже. На «ЛиТерре» мы были. Кажется, там действительно был какой-то круглый стол на тему фантастики и футурологии. Но у нас даже мысли не возникло на него заглянуть — потому что нам это было совершенно неинтересно. И подозреваем, что вообще мало кто из присутствовавших на «ЛиТерре» писателей туда пошел. Хотя можем, конечно, и ошибаться. ;-) Понимаете, писателю совершенно все равно, как представляют себе будущее футурологи (которые, кстати, тоже могут ошибаться с большой долей вероятности). Если писатель описывает миры будущего — он создает их сам, такими, какими представляет их лично он, под свои конкретные ЛИТЕРАТУРНЫЕ задачи — и футурология здесь ни с какого боку. Она писателю просто не нужна. Знаем это как по собственному опыту, так и по опыту и книгам многих коллег-писателей».

Пожалуй, это ключевое в позиции Олди. Для них важнее «писательская» ипостась в фантасте, нежели «футурологическая».

Впрочем, есть и другая сторона медали. Спрос на НФ в Украине да и в сопредельных государствах, весьма низок. Причины этого заслуживают отдельной статьи, но пока «имеем то, что имеем». Печально то, что просвета в этой ситуации в ближайшее время не будет. Люди сфокусированы на настоящем, потому как есть базовые потребности, которые неудовлетворены. Мы не чувствуем себя в безопасности, мы разобщены, более того, многие с трудом сводят концы с концами. В таких условиях думают не о том, что будет через пять-десять лет, а о том, будет ли на что пожрать завтра.

Сформировать спрос могут либо авторы, либо издатели и тут Олди дают прямой, как удар цуки, вердикт:

«…искать новые имена, новые книги, которые бы «прозвучали» — это нормально и правильно для издателя. Издателям на Западе было все равно, как это называется: киберпанк, стим-панк, «new weird» или как-то еще, НФ, это фэнтези, мистика или странный микс всего и вся. Есть интересные авторы? Есть книги, которые могут заинтересовать читателя? Отлично! А если все это еще и складывается в некое новое направление — еще лучше: будем раскручивать сразу целое направление, целую группу авторов — и снимать сливки! Увы, у нас все не так. Наш украинский издатель в большинстве своем боится экспериментировать, искать новые имена и направления, издавать нестандартные, ни на что не похожие книги (в кино и мультипликации, кстати — то же самое). В итоге наши издатели все время плетутся в глубоком кильватере не только англо-американских, но и российских коллег. Увы. Какая уж тут НФ, какая целенаправленная поддержка направления, которое наш издатель не считает популярным и прибыльным? А проявить хоть какую-то инициативу — ни-ни, что вы, это же риск! Мы лучше, как та курочка — по зернышку, по зернышку, зато без риска… Вот и продолжают сидеть в своем курятнике… :-( Да, отдельные спорадические издания чего-то нового и оригинального изредка случаются — но это скорее исключение, чем правило. Погоды эти исключения, увы, не делают».

Все, end of story. От издателей инициативы по формированию спроса ждать не стоит. Остаются авторы. Могут ли они повлиять на ситуацию? Мой ответ — да, могут. Но тут стоит уточнить где и как.

Книга это сообщение, книжный рынок это средство для коммуникации — именно через него «сообщения» доходят до адресатов. Кроме него есть масса других средств для коммуникации между авторами и читателями. Блоги, соцсети, видеосервисы, стримы — все это средства коммуникации нового времени, которые авторы-фантасты, увы, не используют на полную. Посмотрите на то, сколько подписчиков имеют популярные блогеры, видеоблогеры, стримеры. Десятки, иногда сотни тысяч. Вас не издают? Ну и не надо. Может лучше начитать текст и сделать из него подкаст? Последнее время я часто думаю о том, что может быть стоит начать именно так продвигать свои мысли и тексты. Через ютуб или твитч, записывая видео или запуская стрим. Да, конечно, это уже не совсем текст, но какая разница в какой форме до читателя доходит ваше сообщение. Кроме того, монетизация авторского труда здесь имеет совершенно другие механизмы. Проблема пиратства и соблюдение авторского права не играют такой роли, как в книжном деле.

Подведем итог. Научная фантастика в Украине практически сошла на нет. Футурологи и фантасты — отдельные сообщества, которые мало пересекаются друг с другом. Книжный рынок пребывает в довольно тяжелом состоянии. Молодым авторам, не стоит смотреть в его сторону, а лучше осваивать новые технологии. Тем более, если вы научный фантаст. Так что не все потеряно и ситуацию можно изменить. Главное — сломать некоторые стереотипы в головах самих фантастов.

Comments

comments

2 Comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *