Электромобили в городском контексте

Электромобили — тренд последних лет. Оптимисты говорят о скорой замене автомобилей с ДВС на электрокары. Скептики говорят о ценах на новинки и запас хода после одной зарядки. Каковые перспективы электромобилей и смогут ли они вытеснить автомобили с двигателем внутреннего сгорания в ближайшей перспективе?

Для начала немного статистики. По состоянию на декабрь 2016 года было продано два миллиона электромобилей (более точная цифра — 2.032.000). В это число не включены тяжелые транспортные средства и легкие автомобили с небольшим ресурсом для поездок (light-duty neighborhood electric vehicles). Если учесть и эти категории электрокаров, то цифры будут немного получше. Статистика из вики показывает следующие цифры по странам-лидерам.

Top_PEV_global_markets_stock_Dec_2016

В общем и целом можно говорить о том, что сейчас в мире ~2.5 миллионов электромобилей. Транспортных средств с ДВС насчитывается 1.4 миллиарда, то есть доля электромобилей порядка 0.15%. Не слишком много, но если учесть, что технология начала выходить на рынок около десяти лет назад, а технология ДВС развивается с конца XIX века. Каковы перспективы этого рынка? Учитывая международные инициативы по снижению выбросов парниковых газов, общий курс на устойчивое развитие, и развитие технологий электрокаров, то эта цифра однозначно будет расти. Прошлогоднее исследование агентства Bloomberg говорит о том, что к 2040 году 35% всех новых автомобилей будут составлять электрокары. Так что в пределах следующих 20-25 лет нас ждет значительное количество электромобилей на дорогах. Впрочем, дело не только в самих авто. Что еще?

Ответ на этот вопрос лежит не только в плоскости развития технологии как таковой. Транспортные средства это только часть транспортной системы как таковой. Которая в свою очередь является частью городской среды. Более того — градообразующим фактором. В свое время массовое использование автомобилей изменило и продолжает менять облик городов. Нужны более широкие проспекты, паркинги и парковки у каждого нового здания, развязки, системы регулирования движения и т.д. и. т.п. Автомобильный трафик это уже серьезная проблема для крупных мегаполисов — смог, пробки, ДТП. Массовое внедрение электромобилей с одной стороны решит некоторые проблемы, как например, загрязнение выхлопными газами, но с другой — потребуют модернизации городской среды.

Какая инфраструктура нужна для успешного развития электротранспорта? Ответ очевиден — пункты зарядки. Вроде бы ничего сложного. Стоит только поставить около каждого БЦ, ТРЦ или новостроек аккуратные стоечки с розетками, оборудовать бензиновые заправки зарядными устройствами и все, проблема решена. Звучит просто, но на самом деле все эти мероприятия означают одно — повышение потребления электроэнергии из городской сети. Причем дело не только в потреблении, но и в состоянии сетей и подстанций — способны ли они будут выдержать такие нагрузки? Да, когда число электромобилей это доли процента от общего количества, то особых проблем нет. Но смотрим прогнозы выше и задаем себе вопрос, что будет, когда количество электромобилей в городе будет составлять 25-30%? В крупных городах и так уже есть проблемы с дисбалансом существующей инженерной инфраструктуры. Темпы урбанизации и экономического роста уже опережают модернизацию и развитие нужной инфраструктуры и генерирующих мощностей.

Какие могут быть выходы из данной ситуации? Первое что приходит на ум — диверсификация источников энергоснабжения пунктов зарядки. Скажем, ставится ряд солнечных батарей, которые вырабатывают энергию и закачивают ее в аккумуляторы прямо на заправке, от которых, в свою очередь, запитываются автомобили. В принципе, такие решения уже воплощаются на практике.

EV Charging PV

На что хотелось бы обратить особое внимание — решение этого вопроса лежит явно не в компетенции производителей электрокаров, поскольку затрагивает планирование развития города как такового с акцентом на инженерном обеспечении его жизнедеятельности. Кроме того, стоит учесть, что и другие тенденции, которые будут реализовываться в ближайшем будущем. К ним относятся беспилотные авто и использование искусственного интеллекта, летающие автомобили и дроны, возобновляемые источники энергии, «умные» технологии управления инженерным хозяйством городов и даже такие, казалось бы экзотические вещи, как дополненная реальность. Да и сами дороги «на месте не стоят» — уже реализуются пилотные проекты дорог с покрытием из солнечным батарей.

И поэтому сейчас производителям и дилерам электромобилей нужно вступать в диалог с городскими властями, коммунальными службами, урбанистами, архитекторами, проектировщиками и инженерами. Кроме того, нужно решать вопрос с тарифами на электроэнергию, которой будут питаться электромобили, а это уже вопрос экономический. В любом случае, городские стратегии нужно разрабатывать уже с учетом транспорта на электричестве, к тому же летающего, да еще и автономного. И чем раньше мы начнем, тем проще будет потом.

Comments

comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *