Будущее: заказчики, исполнители и потребители

Последние несколько лет в прессе и сети слышны панические настроения по поводу роботизации. Мол, скоро роботы лишат работы массу людей, занятых на местах, не требующих высокой квалификации. Прогнозируют рост массы «ненужных людей», рост социальной напряженности и прочие беды. В связи с этим возникает вопрос — а кто вообще ответственен за возникновение этих опасностей? Мировое правительство, масоны, иллюминаты и прочие нехорошие рептилоиды, которые только спят и видят, чтобы сжить человечество со света?

Будущее не приходит само по себе. Его делают. Кто? Относительно небольшие группы пассионариев, достаточно умных, квалифицированных и дерзких, способных выйти за рамки существующего порядка вещей. Сразу оговорюсь — речь не только о технологиях. Прогресс это не только новые гаджеты. Это в том числе и новые подходы изучению мира, устройству общества, экономическим отношениям. Это те самые элиты — или контрэлиты — которые задают новые правила игры для самых разных областей человеческой жизни.

Иногда это происходит спонтанно. Нередки случаи, когда задавшим одной целью ученый получил совершенно другой результат. Эйнштейн, разрабатывая теорию относительности и другие темы, скорее всего не думал, что все закончится Хиросимой, Нагасакой и «холодной войной». Когда Лютер писал свои «девяносто девять тезисов» он вряд планировал раскол католической церкви. Мог ли предвидеть, как протестантизм в последующих поколениях скажется на политической карте мира? Вряд ли. Ему просто не нравилось, что римский папа со с с ним торгуют индульгенциями.

Иногда будущее «заказывают» его «исполнителям». Скажем, проект «Манхеттен», который закончился созданием ядерной бомбы был заказан американским правительством группе ученых ядерщиков во главе с Робертом Оппенгеймером. Государство вообще часто выступает «заказчиком», причем не только в военной сфере. Более мирные примеры заказа будущего — это прогностика, которая выполняется «мозговыми центрами». Хорошим примером может служить также долгосрочная разработка стратегий развития отдельных городов и территорий. Скажем, муниципалитет и активная часть горожан города Тир в Германии в 1991-1996 году разработали долгосрочную стратегию развития города. Горизонт планирования составлял более двадцати лет. У некоторых городов этот горизонт еще дальше. Например, стратегия развития Большого Ванкувера разрабатывалась на сто лет вперед.

Активным «заказчиком» и «исполнителем» будущего является бизнес. Доминирование или создание принципиально новых рынков, как например, IT — это их рук дело. Думаю, что не стоит долго останавливаться на рассказе об энтузиастах из гаражей и студентах-недоучках не стоит. Об этом написано и рассказано практически все.

А теперь о тех, кто является «потребителем будущего». Те, кто занимался стартапами, наверняка знают о Product Adoption Curve — различных категориях потребителей в зависимости от их отношения к новой технологии. Вначале идут энтузиасты, повернутые на новинках, которые готовы играться с любым, даже сырым продуктом. Потом приходит продвинутое меньшинство, которое готов терпеть косяки и при этом давать разработчикам советы по улучшению продукта. Далее приходит время прагматичных ребят, которые не боятся инноваций, но выжидали момента, когда технология дозреет. Когда все эти ребята составят критическую массу, то чаша весов качнется и еще вчера новая технология станет стандартом де-факто. И тогда пассивное большинство, которое еще вчера морщило нос «на хрен нам эти эксперименты?» будет вынуждено догонять более шустрых коллег.

Примерно тоже самое происходит и в более глобальном масштабе. Стив Джобс и Стив же Возняк сидели в своем гараже, где на коленке клепали будущее. Да, сейчас Apple — это гигант мировой экономики, который наряду с другими компаниями изменил добра жизни как минимум двух поколений. При этом сама компания в 2018 году насчитывала порядка 130 тысяч работников (кстати, в Microsoft работало примерно столько). В масштабах мира это меньшинство, население небольшого европейского города, но именно это меньшинство определяет судьбы сотен миллионов человек. Именно такие малые группы и меняют правила, которым впоследствии вынуждено следовать пассивное большинство. Это сотни миллионов, которые слишком поздно осознают, что правила изменились. Отмахиваясь от будущего рано или поздно они в нем оказываются и либо должны меняться, либо оказаться на обочине.

Впрочем, проблема не только в том, что пассивная масса не готова менять себя. Зачастую это не так просто и почему так будет рассказано в других материалах. Проблема еще и в том, что «заказчики» и «исполнители», а также наиболее продвинутые «потребители» часто формируют краткосрочное будущее, не задумываясь о долгосрочных последствиях. Сорвать куш на рынке, чтобы получить быстрые прибыли и при этом оставить без внимания побочные эффекты, которые имеют долгосрочный характер. Хорошим примером в этом плане могут быть компьютерные игры и социальные сети. Играя на слабостях человеческой психики, разработчики предлагают товар, который вызывает стойкое привыкание, а подчас и тяжелую зависимость.

Возвращаясь к тому же проекту «Манхеттен» — Оппенгеймер сожалел о том, что стал “отцом ядерной бомбы” и впоследствии стал активным противником распространения ядерного оружия. С другой стороны стоит вспомнить, что параллельно Манхеттенскому проекту в нацисткой Германии также шла разработка ядерного оружия. Специалисты по разному оценивают шансы на создание ядерной бомбы нацистами , но однозначно — тогда нужен был успех в краткосрочной перспективе. В противном случае нас могло ожидать будущее, описанное в «Человеке в высоком замке».

Подведем итог. Будущее не возникает само по себе. Его делают. И если вы не хотите оказаться на обочине, то чаще оглядывайтесь по сторонам и станьте как минимум «продвинутым потребителем». Еще лучше — влейтесь в ряды исполнителей и заказчиков. Иначе и не заметите, как окажетесь на обочине.

Comments

comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>