Автоматические города ближайшего будущего

Современный мегаполис это сложная и многослойная структура, которая все время находится в движении. Город это совокупность процессов, причем иногда разнонаправленных, которые протекают с разной скоростью. Люди, транспорт, материальные и энергетические потоки. Города становятся больше. Городами все труднее управлять.

Как один из возможных путей решения ситуации — автоматизация городской жизни. В принципе ее элементы уже давно прижились в городах. Самый простой пример — светофор на перекрестке. Автоматическое устройство, которое регулирует транспортный трафик, уже несколько десятилетий является частью нашей жизни, как и те же лифты в многоэтажках. И, конечно же, не только это. Совсем недавно терминалы, где без кассира можно оплатить всевозможные услуги, кофемашины, продающие два десятка сортов напитков тоже были из разряда фантастики. И чем дальше, тем автоматизации и роботизации будет больше. Можно смело утверждать, что это один из трендов городской жизни, который определить как скорость рост урбанизированных территорий, так и качество жизни на них.

FCD_01

Что в первую очередь будет меняться? Транспортные системы. О беспилотных автомобилях последние несколько лет говорят очень много. Не стоит забывать, что кроме беспилотных личных автомобилей есть еще городской транспорт, который тоже может быть автоматизирован. В пределе транспортный трафик может быть вообще лишен прямого человеческого управления. Регулироваться он будет как за счет технических средств, которые установлены на машинах, так и с помощью городской инфраструктуры. Серьезную роль в этом будет играть и «операционка», ведь транспортные средства станут еще и мобильными узлами информационной системы, которые как генерируют потоки данных, так и воспринимают их.

Логично предположить, что и другие элементы транспортной инфраструктуры будут автоматизированы. Скажем, порты и склады тоже автоматизируются. Впрочем, подобные вещи уже работают. Порт Роттердама стал не только первым, в котором использовали беспилотные транспортные средства, но и заработал первый автономный терминал. Поэтому не далек тот день, когда для перевозок товаров и пункта А в пункт Б человек вообще не будет нужен. Межгородские перевозки, безлюдные склады, доставка беспилотниками всех видов и размеров прямо к двери.

Впрочем, транспорт это самая видная часть. Не менее важная, но менее заметная — управление ресурсоснабжением. Электричество, тепло, вода — все это распределяется через инженерные сети и вопрос оптимизации этих потоков является ключом к эффективности. Не стоит забывать и того факта, что дома перестают быть только потребителями энергии. Здания с нулевым балансом уже не диковинка, а впереди у нас здания, которые сами будут работать энергетическими объектами. Поэтому централизованная ресурсогенерация в городах будущего уступит место децентрализованной. Управление ресурсами будет осуществляться как на городском уровне с помощью умных сетей, так и на уровне отдельных зданий. Опять же, без «операционной системы» и автоматизации регулирования здесь не обойтись.

General Photos - Philippines

Хотя кто его знает, возможно города станут самодостаточны в плане снабжения жителей товарами. О 3D-принтерах тоже масса разговоров и кто его знает, возможно вместо полок в магазинах нас будут ждать минифабрики, где вещи и предметы будут изготавливаться автоматизированными системами по заданным нами параметрам. Нужда в транспортировке продукции из других городов и стран может кардинально сократиться,. Правда, есть еще и вопрос обеспечения продовольствием, но и тут уже есть решения, которые позволяет выращивать растения круглый год в вертикальных фермах, причем опять же, управляемые дистанционно.

Конечно же, роботизация отраслей экономики и сферы услуг, где не нужна высокая креативность и большое количество повторяющейся рутины, перейдет к роботам. Не всегда это будут человекоподобные существа. Мы уже видели собак от Boston Dynamics, например. Хотя для целого ряда профессий наличие человеческого лица и фигуры будет обязательным. Так что еще одна тенденция в средней и долгосрочной перспективе это появление нового социального класса — роботов.

Что и где конкретно делается в этом направлении?

В ряде крупных мегаполисов — Сеул, Токио, Шанхай, Сан-Франциско, Дубаи, Лондон — сейчас обкатываются многие технологии и бизнес-модели, которые имеют отношение к этим процессам. Именно они сейчас работают как испытательные полигоны. Так, например, в Японии активно развивают многие направления, связанные с роботами и роботизацией. В сентябре 2014 года в Японии был основан Robot Revolution Realization Council, целью которого является развитие этого направления. Одна из причин, по которой японцы стали этим заниматься — демографический кризис в стране. Население стареет, а это является сдерживающим фактором для развития. Поэтому делается ставка на роботов, которые смогут заменить людей на монотонных и не требующих высокой квалификации местах. Кстати, Олимпийские игры, которые пройдут в Токио в 2020 году станут поводом для того, чтобы показать достижения страны в этом направлении. Например, планируется, что развозить гостей Олимпиады буду на беспилотных такси, а людям с ограниченными возможностями предоставят «умные» инвалидные кресла. В общественных местах людей будут встречать и обслуживать роботы, говорящие на 20 языках. Токио станет тем местом, где будет показано как роботы и автоматизация могут повлиять на качество жизни горожан.

file-20180409-114092-1hd6nj7

Еще одним городом, где активно занимаются разработками в этом направлении является Сингапур. Здесь роботов планируют использовать в обслуживании горожан. Например, роботы, которые будут заниматься доставкой товаров, уборкой и обслуживанием в гостиницах, больницах и социальных службах а также уже упоминавшиеся беспилотные автобусы. Интересной выглядит и использование роботов для обучения детей дошкольного возраста.

Еще один «центр роста» — Дубаи. Его можно рассматривать как прототип, который выстраивают на принципах Smart City. Опять же речь идет о роботизации общественных служб, причем даже полиции. Сейчас реализуется экспериментальные программы с роботом-полицейским, разработки барселонской компании PAL Robotics. Если в этой сфере будут успехи, то городские власти планируют отдать работу по охране порядка 25% роботов к 2030 году Серьезно развивается и такое направление, как летающий беспилотный автотранспорт. В сентябре прошлого года уже проводились испытания летающего такси, правда, разработанного немецкой компанией Volocopter. Власти Дубаи ставят перед собой цель автоматизировать 25% общественного транспорта к 2030 году.

Таким образом, автоматизация и роботизация городской среды — это один из факторов, который уже играет роль, а будет играть еще большую. А возникновение новых слоев населения — тема еще более интересная, но уже для другого материала.

 FCD_2

Comments

comments

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *