Архивы Сквозной Сети. Кодекс Метаединства

Аннотация: Сборник текстовых фрагментов относится к так называемому «Кодексу Метаединства». Кодекс объединяет в себе тезисы о «пятой информационной революции». Под «пятой информационной революцией» подразумевалась полная смена знаковой парадигмы: переход от линейных знаковых систем, включая языки программирования начала XXI века к «объемным» языкам, метаязыкам, многослойным информационным пространствам. Также рассматривались вопросы преодоления фрагментации человеческих знаний и несвязности научных дисциплин. «Кодекс Метаединства» начал формироваться в конце XX века и нашел свои первые воплощения в архитектуре джимала, концепции дайса и других метаязыков.

ID фрагмента: 101181-GMR

Уникальный заголовок: «Фрагмент 11″

Исходный файл датируется 17.09.2017, авторство не указано. При этом но кроссемантический анализ текста указывает на то, что авторство принадлежит членам группы «Тетрагон». Эта сетевая группировка принимала активное участие формировании «Кодекса Метаединства» вместе с первыми гейткиперскими кланами. Документ является поздней компиляций текстов, написанных в период 1996-2017 годов.

На это указывает стилистика и смысловые конструкций — группа авторов была хорошо знакома наработками современников в области семиотики, Больших Данных, когнитивистики, трансдисциплинарности и т.д. При этом авторы намеренно не использовали принятую терминологию, активно применяя собственную.

Формат: линейный текст, аналогов в массивах Dice 3.xx нет.

Метатеги: Пятая Информационная Революция, Gatekeeping, Метаязыки 1-го поколения.

Временные теги: 1996-2017, Последний Век.

I Тело как фильтр, сознание как текст

Есть факты, известные любому, кто осилил программу средней школы. Наше органы чувств позволяют нам воспринимать ограниченный диапазон волн. Мы не видим инфракрасные волны и поэтому можем обжечься о горячий предмет. Мы не слышим ультразвука. Полный спектр мы можем улавливать с помощью специальных устройств. Кроме этого мы можем воспринимать мир на ограниченном отрезке времени, локализованном на определенном участке пространства.

Наше тело выступает фильтром, которое отсеивает часть того, что можно пафосно назвать «Первичным Потоком Реальности», ограниченном пространством и временем. Это первый барьер, первый фильтр, который стоит между ППР и мозгом, как «приемником сигналов». Назовем это поток Урезанным Потоком Реальности (УПР). Назовем это Первичным Искажением.

Фиксируем первый важный момент: данная нам реальность уже является необъективной, поскольку «отфильтровывается» органами чувств нашего тела. Хорошие новости в том, что мы постепенно учимся преодолевать эти ограничения, улавливая недоступные нам части Первичного Потока.

То, что происходит дальше является предметом изучения нейрофизиологии, но если посмотреть на это с другого бока, то далее этот Урезанный Поток Реальности кодируется и превращается в Копию или Знак. Объясню проще, художник рисующий картину, создает копию реальности (копию Урезанного Потока Реальности). Знак может быть как «абстрактным», так и «аналоговым». Если проще, то в первом случае мы называем предметы словами (которые складываются из слов), а во втором — создаем символы. Назовем эту кодировку Вторым Искажением.

Знаки являются «элементарными» частицами, с помощью которых человек как кодирует УПР, так и создает новые инструменты для его кодирования. Чтобы было понятнее — с помощью письменного языка дети в школе пишут сочинение «Как я провел лето» и с помощью тех же кирпичиков маститый ученый обосновывает, скажем, новую теорию литосферных плит.

Второй важный момент — количество языков, которым человечество кодирует Первичный Поток. Их несколько сотен, они постоянно изменяются, некоторые умирают, но появляются и новые. Косвенный эффект от этого процесса — рост искажений уже в ходе коммуникации (подробнее об этом в следующем разделе).

Отметим третий важный момент. В знаковые системы, которые базируются на письменных языках, уже заложены «дефекты» и ограничения, которые присущи Знаку. Таким образом, описывая окружающее с помощью знаковых систем, производных от Знака, мы совершаем Третье Искажение.

Знаковые системы, созданные на основе языков также характеризуются локальностью. Чтобы было проще — вспомним притчу о слепцах, которые ощупывают слона. Кто-то потрогал хвост, кто-то ногу, а кто-то ухватил за ухо. В результате у всех получилась разная картинка и возник спор. В некоторых вариантах притчи слепцы пришли к построению единой картины, в других — передрались. В реальной жизни существует многообразие знаковых систем, не пересекающихся между собой.

Кроме искажения Потока Реальности нам присуща еще одна черта — воображение, которое выражается в создании текстов, не имеющих прямых аналогов в реальности. При этом так или иначе мы используем фрагменты Первичного Потока и Текстов для своих фантазий.

Последнее утверждение в этом блоке. Наши воспоминания, знания, убеждения, фантазии и переживания текущего момента являются сложным комплексом текстов, основанных на знаковых системах, производных этих знаковых систем и перекодированного уже лично нами потока реальности. Другими словами, наше сознание это Текст. Отдельные его части выступают как фильтры (на их основе мы даем оценки) другие являются продуктом этой фильтрации.

Собственно, так, через многоступенчатое искажение Первичного Потока Реальности человек порождает информацию.

II Диалог текстов

Человек существо социальное, поэтому коммуникация и обмен текстами это еще один важный процесс, о котором надо упомянуть. Коммуникация между двумя и более персонами характеризуется искажениями информации, ошибками восприятия и ее потерями.

Говоря о коммуникации стоит понимать, что речь не только об устной речи или обмене сообщениями в реальности. Этот процесс может быть растянут во времени, отложен, а также происходит не только между отдельными индивидуумами. Диалог идет в самом широком спектре — от отдельных личностей, которые говорят на улице, до толкований современниками текстов, написанных за тысячи лет до их рождения.

Можно выделить несколько важных типов Диалога в зависимости от позиций коммуницирующих сторон:

  • «Передача Традиции» — передача знаний между поколениями (частный случай — обучение). Это неравноправный диалог, в котором одна сторона;
  • «Бунт» — принимающая сторона не принимает Традицию и пытается создать свою;
  • «Война Школ» — равноправный диалог между двумя и больше группами носителей Знаковых Систем и Текстов за доминирующую картину мира;
  • «Сотрудничество» — равноправный диалог, который приводит не доминированию, но созданию новых знаковых систем;
  • «Молчание в эфире» — диалог между сторонами становится переливанием из пустого в порожнее;

Результатами Диалога являются опять же Знаковые системы и Тексты, которые становятся составляющими сознания человека и Традиции, как условно статичного корпуса связанных текстов. Важным моментом является то, во время диалога происходит Четвертое Искажение, которое обусловлено разницей между коммуницирующими сторонами, их мотивациями и позициями, техническими особенностями диалога, осознанными или неосознанными ошибками.

Четвертое Искажение является многократно повторяющимся событием во многих коммуникационных актах самого различного характера.

III Переформатирование Реальности

Важно помнить о том, что результатами Диалога является не только информация, но рукотворные объекты. Это относится ко всему, что создает человек — от предметов быта до мегаполисов. Ведь чертеж детали или планировка квартиры это Знак. Тем или иным образом в этих предметах воплощается Знак. Сам процесс может быть определен как Переформатирование Реальности, ведь для изготовления предметов используется материя реального мира.

Фактически в объектах Переформатированной Реальности воплощаются результаты многочисленных искажений. Как следствие, в них воплощаются и несовершенство Знака, возникшего в ходе двойного, тройного искажения Первичного Потока Реальности, а также четвертого, многократно повторяющегося искажения, обусловленного коммуникацией.

Как следствие, человек во многих случаях не имеет возможности предвидеть все побочные эффекты как от самого процесса Переформатирования, так и от того, что получится в результате. Скажем, изобретатели двигателя внутреннего сгорания не могли предвидеть того, что через какое-то время загрязнение окружающей среды выхлопными газами станут критическими. А обрушения зданий и сбои в работе различных устройств обусловлены несовершенством информации, которую человек получает, искажая Первичный Поток Реальности.

IV Эволюция технологий

История человечества это не только череда войн, завоеваний, научных открытий и других событий. Она может быть описана с точки зрения эволюции технологий копирования и моделирования реальности, хранения и передачи информации. Начиная с наскальных рисунков и заканчивая многослойными виртуальными пространствами.

Не стоит путать формат Знака и его воплощение. Простой пример — текст (формат) «Иллиады» воплощался в свитках, книгах, электронных файлах. «Давид» Микеланджело в оригинале представляет собой мраморную статую, но при это существует в сотнях копий, тысячах фотографий и цифровых моделей. Далее мы будем именовать эти результаты Слепки Реальности

Реальность изменчива и Слепки Реальности эволюционировали — и продолжают эволюционировать — в сторону от точечной статичности к синхронизированной динамичности. Дабы было понятнее, поясним на примерах

  • «Точечная статичность». Первобытный художник, который изображал на стене сцену охоты, выхватывал один миг из этого длительного события. Как и скульптор, высекавший из камня фигуру богини плодородия. Эти Слепки Реальности изображают одно мгновение в жизни «оригинала» и только. Они не способны показать никакой динамический процесс, который присущ объекту. То есть мы имеем «остановленное мгновение» (точечность) и неизменность самого слепка во времени (статичность)
  • «Длительная статичность». Письменный текст являет собой набор фиксированных на бумаге знаков. Будучи один раз оттиснутыми на бумаге, они уже не меняются. При этом письменный текст может описать динамический процесс, присущий отображаемому объекту. То есть в этом случае мы имеем. Аналогично с кинофильмом — статический ряд кадров, которые воссоздают динамический процесс
  • «Длительная динамичность». Интерактивная компьютерная игра показывают динамические процессы и сама является динамическим слепком реальности.
  • «Синхронизированная динамичность». Электронная карта города среди своих многочисленных слоев имеет информацию о транспортных пробках. Эта информация постоянно обновляется. Таким образом мы имеем не только динамичную, но и постоянно обновляющуюся информацию об объекте.

Важное замечания — возможности технологий являются факторами, которые ограничивают процесс познания мира.

V Сценарии «предельных состояний»

Итак, человек искажает Первичный Поток Реальности. Если экстраполировать и предположить, что должно является предельным выражением этих тенденции? Создание полной «копии» реального мира, включая самого себя. Слепок Реальности станет самой реальностью. Собственно, реализацию этого сценария мы и видим на примере концепция виртуальной реальности следующего поколения, Кибернетического Глобуса.

Какие еще есть «предельные состояния»? Полный контроль над пространством и временем. Если посмотреть, например, на развитие транспортных систем, то видно, что скорости становятся все быстрее и мы уже подходим к квантовой телепортации (если верить новостям из Китая). Что в пределе? Мгновенное перемещение из одной точки мира в другую. Со временем пока тяжелее, но фантасты вовсю пишут про машины времени и, кто знает, возможно это когда-то осуществится.

Прежде всего стоит обозначить пределы, группу конечных целей, к которым мы так или иначе идем. Несколько тенденций прямо говорят об этих целях, а также об их предельных выражениях.

Контроль над пространством. Начну с самого очевидного — мы стремимся к контролю над пространством. Начиная с изобретения колеса и первых повозок и заканчивая космическими полетами. Мы заплели Землю транспортные сети и создали сотни технологий, позволяющих нам достигать самых удаленных точек Земли. Мы поднимаемся в стратосферу и опускаемся на дно океана. Мы достигли ближайших планет и смотрим на звезды.

Предел: мгновенное перемещение из любой точки пространства в заданную. Причем речь не только о Земле, но и космосе. Неоднократно описанные в фантастике «гиперпространственные прыжки», «чревоточины», «магические порталы» — яркие примеры предельного выражения цели.

Контроль над временем. Этот мотив тесно переплетен с контролем над пространством. Ведь быстро перемещаясь, мы экономим наше время. Но все же есть «чистые» выражения этой мотивации. Мы хотим контролировать поток, в котором пока можем двигаться только вперед. Возьмем два примера: «машина времени» и «бессмертие». Первое устройство позволяет нам перемещаться во времени и изменять его. Бессмертие — это состояние, в котором человек свободен от деструкции временного потока. В фантастике этот вопрос «решался» по-разному, от клонирования биологических тел, до отказа от этих самых тел и переходе в другое физическое состояние. Подробно эти темы развивались в различных философских учениях и научных теориях.

Предел: бессмертные существа, свободно перемещающиеся во времени, как «вперед», так и «назад».

Контроль над материей. За примерами долго ходить не надо. Оглянитесь вокруг и вы увидите сотни примеров того, как как мы преобразуем материю. Машины, здания, продукты питания, одежда, детские игрушки — все это результаты преобразования одних веществ и соединений в другие. Контроль над материей тесно переплетен с контролем над пространством и находит выражение в урбанистической деятельности человека.

Предел: идея-фикс алхимиков Средневековья — получить золото из свинца. В чем-то это перекликается с нынешними исследованиями в области фундаментальной физики и манипуляциями с элементарными частицами.

Как уже говорилось выше, некоторые тенденции пересекаются, например, контроль на пространством и материей воплощается в городах и сооружениях. В области пересечения трех тенденций мы получаем глобальную цель, которая заключается в воспроизведение реальности. Посудите сами. Големы и роботы — это попытка создать искусственного человека. Произведения искусства и научные исследования направлены на создание моделей реальных процессов. Технологии, которые опираются на эти исследования и в немалой мере на артефакты искусства ставят целью воспроизведение объектов реального мира.

Таким образом, предельная цель человека это воспроизведение реального мира и полный контроль над ним. Полный контроль включает в себя в том числе независимость от законов созданной системы. Проще говоря, мы хотим быть бессмертными творцами собственных миров. Создание информационной копии реальности: один из этапов на этом длинном пути.

Переводя рассуждения в философско-религиозную область — человек хочет стать Создателем. «Люди как Боги». Идея не новая и породила сотни трактатов и книг. В них Человек предстает, как в отрицательном качестве, так и позитивном. Бунт Люцифера это негативное выражение этого устремления. Дъявол хочет узурпировать власть над миром, «подвинув» Господа и используя менее развитых существ в качестве ресурсов. Соблазняя Человека властью он привлекает его на свою сторону. В позитивном сценарии Человек выступает в роли участника творения, помогая Создателю совершенствовать мир.

Другой положительный сценарий состоит в том, что наш мир — это колыбель. Мы должны вырасти из пеленок, познать законы, овладеть ими и создать собственные миры. То есть прямой конкуренции с «нашим» Создателем нет. Он породил нас, выучил и отправил в свободное плавание. Наша цель — выбраться из колыбели нашего мира и начать творить свои миры.

Так это или нет — вопрос веры. В любом случае очевидно, что мы стремимся к воспроизведению реальности. Это наша конечная цель. По ходу ее достижения мы создаем новые информационные модели мира, философские гипотезы, произведения искусства, энергетические технологии, производственные циклы и многое другое. При этом промежуточные результаты могут быть самыми различными. В фантастике описана масса альтернативных вариантов развития событий. Например, в стимпанковских текстах рассматривается вариант, когда компьютеры работают не на основе электричества, а пара. И цифровая революция приходит на сто пятьдесят лет раньше. Примеры можно приводить бесконечно. Какова бы ни была сумма этих слагаемых — конечный результат в пределе будет одним и тем же. Мы воспроизводим реальность.

Вопрос в другом — каков будет характер и динамика этого процесса? Поскольку мы не застрахованы от варианта, когда «колыбель» будет разрушена, а мы все еще будем неоперившимся птенцами, неумеющими летать. Ведь пока процесс «копирования реальности» идет по пути интенсивного разрушения «оригинала».

VI Пятая информационная революция

На пути к Предельному Состоянию человек совершил несколько информационных революций и сейчас реализует пятую. Прежде чем перейти к ее сути, перечислим содержание первых четырех.

Итак, первая информационная революция произошла, когда Предмет Был Назван. Один первобытный человек ткнул в булыжник и сказал «ку», другой согласился и тоже назвал его «ку». Тот, кто продолжал обозначать предметы невербальными методами или называл его «цак» был объявлен невежей, еретиком и тем, кому чужд прогресс. Дальше процесс развивался по накатанной. Предметы и действия были с перекодированы в звуки и установлены правила, произнесения этих звуков. Племя, имеющее в своем арсенале такой мощный организующий фактор, стало сильнее племен, члены которых продолжали мычать невпопад. Собственно, тут мы имеем новый уровень коммуникации, который позволил отдельным частям человечества прогрессировать как в познании окружающего мира, так и в усложнении социальной структуры. И какое-то время все было хорошо.

Вторая информационная революция случилась, когда самый популярный настенный живописец вместо мамонта нарисовал Знак, обозначавший его, мамонта. Так, Звуки Стали Знаками и Появилась Письменность. Говорят, что сначала рисовали все, а потом финикийцы придумали алфавит. После этого человечество пошло по двум дорогам. Некоторые, как китайцы и японцы, до сих пор рисуют, а большинство пользует алфавиты. Кроме того, потомки лучших живописцев и резчиков по камню продолжали копировать мир привычными методами. Художники, что с них возьмешь.

Появление такого мощного инструмента, как письменность привело к тому, что знания перестали умирать вместе с их носителями. Их стали накапливать и передавать из поколения в поколение. Несколько тысяч лет человечество экспериментировало с технологиями сохранения и копирования знаний. В ход шло все — камень, шкуры, глина, сухие листья, ткань, бумага. Параллельно люди зачем-то изобретали все новые и новые языки, алфавиты и знаки. Это говорило, что не все идет так хорошо, как надо бы, но что было, то было.

Эксклюзивными правами на создание и копирование информации обладали специально обученные люди. Их было мало и монополию они держали крепко ибо «знание — сила». Жрецы, монахи, ученые, знать, грамотные простолюдины, сподобившиеся выучиться грамоте. Они умели читать, писать, копировать и хранить информацию. И какое-то время все было хорошо, ибо «ученье свет, а неученых — тьма». Управлять безграмотной толпой куда проще, чем людьми, умеющими читать и писать.

А потом появился Гуттенберг и Федоров и через какое-то время десятки тысяч монахов Европы потеряли работу. Кому нужен переписчик книг, если станок может печатать их в несколько раз быстрее? Это была третья информационная революция, когда Книгу Стали Печатать. Параллельно с этим все больше народа училось читать и писать и уже где-то к середине ХХ века с повальной безграмотностью было покончено. Правда, какое-то время все еще было хорошо, потому как средства для производства и передачи информации все еще контролировались власть имущими.

Четвертая информационная революция грянула, когда пришли Компьютер Настольный и Сеть Глобальная. В 80-х это было еще экзотикой, но уже в 90-х этим мало кого можно было удивить. Сейчас каждый, кто хочет, может постить котиков и писать в свою ленту ФБ экспертные оценки по глобальной геополитике. Эта общедоступность средств производства и передачи информации привела к тому, что количество информации стало расти по экспоненте. Парадокс состоит в том, что «информация» это далеко не всегда «смысл», поэтому обратная медаль общедоступности — это увеличение информационного хаоса и деградация человеческих способностей к восприятию и построению связных картин мира.

Таким образом, всеобщая грамотность и доступность средств производства информации пока привела к еще большим проблемам, чем в те годы, когда информации было мало. Честь и хвала ребятам из Кремниевой долины, которые придумали компьютеры и сделали сеть общедоступной. С другой стороны эти ребята пока не нашли способ справиться с растущим информационным хаосом, а изобретаемые ими прибамбасы зачастую имеют весьма комичное применение. Например, повальное увлечение селфи, бесконечная ярмарка тщеславия в инстаграмме, миллион и маленькая тележка экспертов всех мастей в фейсбуке.

Пятая информационная революция. Сутью пятой информационной революции является следующее:

1. Преодоление несвязности знаковых систем и порожденных ими «слепков реальности».
2. Синхронизация человеческого знания с реальностью.
3. Ликвидация информационного хаоса.
4. Модернизация человеческого сознания.

Теперь с подробностями:

1. Преодоление несвязности знаковых систем и порожденных ими «слепков реальности» — синдрома «слепцов и слона». Существуют сотни языков, тысячи знаковых систем, миллионы книг, статей и заметок. Порожденная нами информация о мире дефрагментирована и подчас слабо связана. Специалисты из разных отраслей подчас не имеют единой терминологической базы для общения друг с другом. Есть области знаний, которые практически не связаны друг с другом, хотя описывают одни и те же предметы. Для того, чтобы связать разрозненные массивы данных и создать один знаменатель для знаковых систем, нужен Метаязык либо группа Метаязыков. Метаязык. Одна из проблем, которую человечество таки и не решило, запустив информационную революцию — увеличение «пропускной мощности» коммуникативных способностей самого человека. Мы можем хранить, передавать и обрабатывать на компьютерах огромное количество информации. При этом по-прежнему общаемся с помощью речи и создаем линейные тексты, основанные на языках, которым сотни лет. Ситуация аналогична той, если бы на старую материнскую плату компьютера вешали новые процессоры и память. Можно сколько угодно менять на скоростные процессоры и модули памяти, но шина есть шина, больше чем она есть пропустить не может. Скорость обработки не увеличится.

2. Синхронизация человеческого знания с реальностью. Человеческое знание о реальности фрагментировано и многократно искажено. Реализация сценария предельного состояния в отношении человеческого знания есть переход от нынешней фрагментированности к глобальной динамической «базе данных», которая синхронизирована с процессами реального мира. Динамическое Знание. Один из главных недостатков нынешних технологий создания и хранения знания это отставание от реальной ситуации. Скажем, ученый провел серию натурных экспериментов, зафиксировав их в массиве данных. Нужно время на первичную обработку, анализ, формирование результатов. За это время реальная ситуация изменилась и полученный массив данных не отвечает полностью тому, что действительно происходит в реальности. Еще более простой пример — Google Earth, который компилируется на основе спутниковых снимков. При этом некоторые снимки уже не отражают реальной ситуации на площадке. Технологические предпосылки к ликвидации этого лага есть. Фиксация, обработка и складирование данных, которые отстают от реальности не на недели и месяцы, а на минуты и секунды.

3. Ликвидация информационного хаоса, порожденного взрывным ростом информационных и коммуникационных технологий. Уточнение: вся информация важна, но только если она правильно структурирована и оценена. Даже явная ложь является информацией, которая позволяет судить о личности того, кто ее породил. В этом отношении должны быть решены проблемы своевременной оценки и ранжирования информационных потоков и включения их в глобальную динамическую базу данных.

4. Модернизация человеческого сознания. Важное дополнение — модернизация без использования внешних технологий. Природа дала нам достаточно мощный инструмент, полные возможности которого мы не знаем. Лезть туда с имплантами и химическими препаратами — значит потенциально создавать еще одну атомную бомбу.

Решение этих задач может занять десятилетия, а возможно и столетия. Но закладывая единые основы для понимания реальности человечество уже на ранних этапах реализации этого проекта получает новый инструментарий для науки, культуры, экономики. Создание Синхронизированной Модели Реальности даст не только толчок для нового миропонимания, но может стать новым основанием для социального и политического единства и преодоления разобщенности человечества как таковой.

Каким образом это будет реализовано — предмет отдельных рассмотрений.

VII Заключение

Данный текст написан с помощью линейной знаковой системы, группой авторов, чей жизненный опыт и знания хотя и широки, но все же ограничены, а психика отягощена комплексами, фобиями, социальными и культурными стереотипами прошлых поколений, деформирована травмами, вызванными социальными потрясениями недавних лет. Правда, это с лихвой компенсируется умением радоваться жизни, новым впечатлениям и знаниям, которые питают нашу и без того бурную фантазию.

Просим вас учесть это во время осмысления этого текста.

Извините, наверное, надо было предупредить перед прочтением.

Comments

comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *