4 мегатурбины современной ветроэнергетики

Прохладное лето 1996 года, юг Дании, город, название которого я так и не научился произносить правильно — Tjærborg. Наша небольшая интернациональная компания — кубинец, два немца и украинец — проехала почти двести километров с северо-запада страны. Целью этого небольшого путешествия был участок с самыми крупными на тот момент ветровыми турбинами, прототипами ВЭУ нового поколения. Мы вместе проходили практику в Folkecentr for Renewable Energy и эта поездка была чем-то вроде профессиональной экскурсии.

Там стояли машины от ведущих на тот момент производителей — Nordtank (1.5 МВт), Bonus (750 КВт), Vestas (1.5 МВт) и еще две машины от ELSAM, установленные еще в 1988. Это был действительно незабываемый день, потому как в середине 90-х стандартом были машины установленной мощностью 250-500 КВт. Башни были высотой по 30-40 метров, а тут стояли гиганты, чьи роторы были диаметров за шестьдесят метров. ELSAM были первыми опытными экземплярами по 2 МВт, но выглядели страшненько по сравнению с изящными прототипами полуторамегаваттников.

Прошло двадцать лет. Сейчас уже мало кем удивить машинами с 3-мя мегаваттами установленной мощности. Но прогресс на месте не стоит и теперь пришла очередь за машинами с установленной мощностью генераторов, превышающих 7 МВт. Ниже — некоторые примеры этих гигантов.

MVH Vestas V164

Компания Vestas, бывший производитель сельскохозяйственной техники, уже давно словила волну. Многолетний лидер рынка только в 2016 году поставил по миру 8.7 ГВт ветротурбин. Анонс нового флагмана, Vestas V164 установленной мощностью 7 МВт анонсировали еще в 2011 году, но до реализации дошло совсем недавно. Для того, чтобы довести проект до ума, Vestas консолидировался с Mitsubishi Heavy Industries. Именно на заводах MVH были сделаны лопасти длинной 80 метров и массой 33 тонны. Первые турбины были поставлены на британскую ВЭС Burbo Bank в сентябре 2016 года. Также планируется их использовать на проекте Walney Extension в Ирландском море, который будет введен в эксплуатацию летом 2018 года. Обе станции являются оффшорными.

Vestas V164

Adwen AD-180

Еще одна турбина, для создания которой объединились две компании — Gamesa и Areva. На сегодняшний день эта турбина имеет самый крупный ротор — его диаметр достигает 180 метров. Лопасти имеют длину 88.4 метра. Обе компании уже имели опыт создания крупных ВЭУ. Areva сконструировала Multibrid M5000-116, который теперь называется Adwen AD5-116 и используется на трех немецких оффшорных станциях, в том числе и на проекте ВЭС Global Tech 1, чья установленная мощность 400 МВт. Компания Gamesa сконструировала машину на 5МВт, которая, правда, так и не пошла в серию, оставшись прототипом. Adwen AD-180 выбран в качестве базовой машины для трех из первых шести французских оффшорных станций, суммарная мощность которых будет достигать 500 МВт.

Adwen AD-180

wind_88.4_m_long_turbine_blade_successfully_transported_through_denmark

Siemens SWT-8.0-154 8MW

Впервые эта машина была показана в 2011 году и установленная мощность генератора составляла 6 МВт, а размах лопастей — 120 метров. Эти машины были установлены на британской станции Dudgeon (402 МВт) и немецкой Gode Wind 2 (252 МВт). Siemens модернизировал турбину, удлинив лопасти и поставив генератор мощностью 7 МВт, которая стала базовой для нескольких крупных станций, включая проект Hornsea на 1.2 ГВт около восточной побережья Великобритании и «восточной» очереди Dong’s Walney (329 МВт). И вот еще одна модификация турбины, уже на 8 МВт.

Siemens 8MW

Enercon E-126 7.5MW

Турбины компании Enercon всегда стояли чуть обособлено в ряду горизонтально-осевых машин из-за уникальной безредукторной схемы. Если в большинстве машин крутящий момент передается на редуктор, а уже потом на генератор. В этих машин он прямо передается на генератор, из-за чего его диаметр намного больше, чем в стандартных машина. Это в свою очередь отражается на оригинальном дизайне гондолы. Эта модель является модификацией 6-ти меггаватной турбины, которая вышла на рынок в 2007 году. Всего сейчас работает 87 6-ти и 7.5-и меггаватных турбины.

gP4m9

ВЭУ предназначена для установки на суше — все выше приведенные машины являются ВЭУ морского базирования. Гондола крепится на железобетонной башне высотой 130 метров, состоящей из 35 колец. Самое нижнее имеет диаметр 14,5 метров, тогда как самое верхнее — 4.1 метра. Диаметр ротора — 127 метров.

enercon_e-126_aurich-georgsfeld03

Comments

comments

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *